Вертумн: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
Строка 6: Строка 6:
  
 
Пытаясь добиться расположения Помоны Вертумн принимал разное обличье: то жнеца, то пастуха и т. д. Наконец он предстал перед ней в виде старухи и стал просить за себя. Когда и это оказалось бесполезным, он неожиданно явил ей себя в истинном виде юного бога — и Помона была сражена<ref>«Мет.», 14:623-697 и 767—771</ref>.
 
Пытаясь добиться расположения Помоны Вертумн принимал разное обличье: то жнеца, то пастуха и т. д. Наконец он предстал перед ней в виде старухи и стал просить за себя. Когда и это оказалось бесполезным, он неожиданно явил ей себя в истинном виде юного бога — и Помона была сражена<ref>«Мет.», 14:623-697 и 767—771</ref>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Версия 13:36, 3 июня 2023

Вертумн; Воpту́мн — лат. Vertumnus

В римской мифологии бог всяких перемен (во временах года, течении рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов). Муж Помоны; вместе с ней рассматривается как защитники садов, фруктовых деревьев и созревших плодов. По одной версии, первоначально сабинский бог[1]; по другой — бог г. Вольсинии, главное божество этрусского союза, получившее в Риме храм после победы над Вольсиниями в 494 до н. э.[2].

Пытаясь добиться расположения Помоны Вертумн принимал разное обличье: то жнеца, то пастуха и т. д. Наконец он предстал перед ней в виде старухи и стал просить за себя. Когда и это оказалось бесполезным, он неожиданно явил ей себя в истинном виде юного бога — и Помона была сражена[3].

00-00-000-000.jpg

См. также:

Римская мифология

Помона

Рог изобилия
Виноград

Искусство

Вертумн и Помона

«Метаморфозы» 14:623-697 и 767—771

Тема, популярная у нидерландских художников XVII века. Обычная сцена демонстрирует старуху, с серьезным видом склонившуюся над обнаженной богиней, ее рука может лежать на плече девушки. Иногда Вертумн изображается в виде молодого бога. Помона, как правило, сидит под деревом с корзиной фруктов или Рогом Изобилия. У нее часто может быть нож для подрезания деревьев. У дерева могут быть усики виноградных лоз, которые растут вверх по стволу один из способов, каким, согласно Овидию, культивировался виноград. Он метафорически расширяет эту идею: дерево является верным мужем, на которого может положиться жена.

На картине это символизирует чувства Вертумна к Помоне.

Литература

  • Штаерман Е. М. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. Liv. XLIV 16, 10
  2. Propert. V 2, 3; Varr. V 46
  3. «Мет.», 14:623-697 и 767—771

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Вертумн, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1564 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 234 Словарь)]