Зеркало: различия между версиями
м (→Эмблематика) |
м |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
*[[Веер]] | *[[Веер]] | ||
Как зеркало может рассматриваться и водная поверхность. | Как зеркало может рассматриваться и водная поверхность. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-02-758-000.jpg|200px|Диего Веласкес. Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Ок. 1644—1648 гг. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-02-758-000.jpg|200px|Диего Веласкес. Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Ок. 1644—1648 гг.]] См. также: |
:[[Орудия]] | :[[Орудия]] | ||
:Поверхность | :Поверхность | ||
Строка 148: | Строка 148: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Ислам</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Ислам</font></div>== | ||
Исламский мистик Джелалетддин Руми (1207—1273) видел в зеркале символ сердца, которое должно быть светлым и чистым для того, чтобы отражать, не искажая, лучи света, исходящие от Бога. | Исламский мистик Джелалетддин Руми (1207—1273) видел в зеркале символ сердца, которое должно быть светлым и чистым для того, чтобы отражать, не искажая, лучи света, исходящие от Бога. | ||
− | :«Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало». | + | : «Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало». |
::::Ибн Араби | ::::Ибн Араби | ||
Строка 187: | Строка 187: | ||
::::EMSI 47-12,с.307; 61-12,с.363 | ::::EMSI 47-12,с.307; 61-12,с.363 | ||
*Я не льщу. | *Я не льщу. | ||
− | :Символ верного друга, который искренне укажет нам на наши недостатки для того, чтобы мы позаботились об их исправлении. | + | : Символ верного друга, который искренне укажет нам на наши недостатки для того, чтобы мы позаботились об их исправлении. |
::::EMSI 20-8,с.188 | ::::EMSI 20-8,с.188 | ||
*Оно показывает недостатки, но не создаёт их. | *Оно показывает недостатки, но не создаёт их. | ||
Строка 218: | Строка 218: | ||
Сюжеты: | Сюжеты: | ||
*Купидон держит зеркало перед Венерой — Туалет Венеры. | *Купидон держит зеркало перед Венерой — Туалет Венеры. | ||
− | *Мудрец с малышом, смотрящимся в свое отражение — Сократ. | + | * Мудрец с малышом, смотрящимся в свое отражение — Сократ. |
− | *Двое влюбленных, он держит зеркало — Ринальдо и Армида. | + | * Двое влюбленных, он держит зеркало — Ринальдо и Армида. |
Спящая Венера, отраженная в зеркале, которое держит Купидон, была одним из любимейших сюжетов итальянских художников на рубеже XV и XVI веков. | Спящая Венера, отраженная в зеркале, которое держит Купидон, была одним из любимейших сюжетов итальянских художников на рубеже XV и XVI веков. | ||
----В «Божественной комедии» Данте души спасенных читают будущее и мысли живущих, как в зеркале. | ----В «Божественной комедии» Данте души спасенных читают будущее и мысли живущих, как в зеркале. | ||
Строка 242: | Строка 242: | ||
:"Все снаряжение его висело на шнурке у пояса, смеялся он, ее ж глаза заплаканными были, и это все, как в зеркале, в воде спокойной отражалось… " | :"Все снаряжение его висело на шнурке у пояса, смеялся он, ее ж глаза заплаканными были, и это все, как в зеркале, в воде спокойной отражалось… " | ||
Пословицы: | Пословицы: | ||
− | :«Зеркало все скажет». | + | : «Зеркало все скажет». |
:«Разобьешь зеркало — семь лет несчастье». | :«Разобьешь зеркало — семь лет несчастье». | ||
:«Не торчи перед зеркалом, ты ведь не в нем живешь» — немецкая. | :«Не торчи перед зеркалом, ты ведь не в нем живешь» — немецкая. | ||
Строка 259: | Строка 259: | ||
::::У. Шекспир «Гамлет» | ::::У. Шекспир «Гамлет» | ||
«Для матери ты — зеркало, в тебе она себя девчонкой шустрой видит, и что потом произошло в ее судьбе». | «Для матери ты — зеркало, в тебе она себя девчонкой шустрой видит, и что потом произошло в ее судьбе». | ||
− | ::::У. Шекспир Сонет № 3 | + | :::: У. Шекспир Сонет № 3 |
«Предназначение театра — прежде и теперь: служить неким зеркалом действительности». | «Предназначение театра — прежде и теперь: служить неким зеркалом действительности». | ||
::::У. Шекспир «Гамлет» | ::::У. Шекспир «Гамлет» | ||
«Мучает меня, Брут, то, что нет для тебя живых существ, которые в твоих глазах имели хоть какую-нибудь ценность» | «Мучает меня, Брут, то, что нет для тебя живых существ, которые в твоих глазах имели хоть какую-нибудь ценность» | ||
− | ::::У. Шекспир «Юлий Цезарь» | + | :::: У. Шекспир «Юлий Цезарь» |
«Повесть, это зеркало, в котором отражаются гости» | «Повесть, это зеркало, в котором отражаются гости» | ||
::::Стендаль «Красное и черное» | ::::Стендаль «Красное и черное» | ||
Строка 293: | Строка 293: | ||
*Зеркало: «Оно каждому возвращает свое». И. Босхиус, 1702 г. | *Зеркало: «Оно каждому возвращает свое». И. Босхиус, 1702 г. | ||
*Оборотная сторона китайского зеркала. Китай. Династия Хань. «Шишка» в центре — Ось Вселенной, вокруг которой напряжённо балансируют круг истинного мира Небес и квадрат Земли — царства проявлений и отражений. [dkes] | *Оборотная сторона китайского зеркала. Китай. Династия Хань. «Шишка» в центре — Ось Вселенной, вокруг которой напряжённо балансируют круг истинного мира Небес и квадрат Земли — царства проявлений и отражений. [dkes] | ||
− | [[Файл:00-00-166-000.jpg|200px| Бальдунг Ханс. Суета сует | + | [[Файл:00-00-166-000.jpg|200px| Бальдунг Ханс. Суета сует]] [[Файл:00-00-325-000.jpg|200px| Василиск. Эмблема на меди. В. Х. фон Хохберг, 1675 г.]] [[Файл:00-03-508-000.jpg|200px| Китайское бронзовое зеркало]] [[Файл:00-03-503-000.jpg|200px| Сцена гадания на обороте бронзового зеркала. Греция]] [[Файл:00-04-529-000.jpg|200px| ]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Вещи]] | [[Категория:Вещи]] |
Текущая версия на 17:51, 5 июня 2023
Зеркала малого размера (ручные) из полированных металла (медь, бронза, серебро) или камня (обсидиан, нефрит) известны уже в III тысячелетии до н. э. С I в. н. э. встречаются зеркала, позволяющие видеть человека во весь рост. Большие стеклянные зеркала появляются с конца XII в. Зеркало обладает значением, выходящим далеко за пределы его функциональной роли. С древнейших времен зеркало мыслится как нечто противоречивое, связанное с древними представлениями о границе между мирами и магической связи отражения и отражаемого. Отражение в зеркале рассматривается не только как образ действительность, но и как нечто иное, запредельное по отношения к окружающему миру. Все в мире оплетено видимыми и невидимыми связями; все является отражением чего-то, следствием или причиной. Зеркало может служить как солярным, так и лунным символом, олицетворяя собой диск Солнца и Луны. Однако, временный характер отражения сообщает зеркалу свойство периодичности, женское и лунарное по смыслу, которое поддерживается его способность к пассивному восприятию и отражению — образы, солнечный свет и т. д.[1]. В фольклоре многих народов — отражение души — его сущности и воспоминаний; и жизни человека — его судьбы, прошлого и будущего. Связывается с мышлением. Для Шелера и других философов — зеркало является инструментом самопознания, так же как и отражением универсума. «… космос возникает как гигантский Нарцисс, рассматривающий свои собственные отражения в человеческом сознании». На символику зеркала накладывает свой отпечаток его форма (круглое, 8-угольное и т. д.).
|
См. также:
|
Африка
Зеркало или чаша с водой, в котором медиум видит духов, служит для гадания у бамбара (Конго).
Древний Восток
В хеттском (хиттитском) искусстве зеркало символизирует женское божество, в то время как гроздь винограда — мужское.
Египет
Форма зеркала была пракически неизменной: плоский линзообразный диск из полированной меди с ручкой из дерева или слоновой кости. Прообразом пластины зеркала служил солнечный диск. Некоторым богиням (например, Хатор и Мут) в качестве жертвоприношения подносилось по два зеркала.
Античность
Знамениты этрусские зеркала дискообразной формы с резными украшениями и изображениями с мифологическими сюжетами на обратной стороне.
Сократ советовал молодым всматриваться в себя в зеркале, чтобы поддерживать свой внешний вид и замечать течение времени.
В мифе о Медузе Горгоне роковую для неё роль сыграл зеркально отшлифованный щит Тесея.
Славяне
В народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним мирами. Наделяется сверхъестественной силой, способностью воссоздавать не только видимый мир, но и невидимый и даже потусторонний. В некоторых регионах Болгарии верили, что к небу прикреплено огромное зеркало, отражающее все сущее на земле, а в районе Видина луну называют Божьим зеркалом. По словенским поверьям, утром на Юрьев день с солнца спадает чудесное зеркало, в которое можно увидеть все, что делается на свете. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность и т. п.), зеокало считается опасным и требует осторожного обращения. Для русских раскольников зеркало — это вещь запретная, созданная дьяволом. Повсеместно считается, что разбитое зеркало сулит несчастье, так как означает нарушение границы; повсюду известен запрет смотреться в зеркало ночью, а также во время грозы. Строго соблюдается обычай завешивать зеркало или поворачивать его к стене, когда в доме находится покойник. Если этого не сделать, покойник станет вампиром, то есть будет вторгаться с «того света» в мир живых. Тем же страхом перед открытой границей в потусторонний мир объясняется требование закрывать глаза покойнику.
Во время родов, как и в случае смерти, в доме завешивают зеркало и следят, чтобы роженица не могла увидеть себя в зеркало.
Запрещается также смотреться в зеркало женщине во время месячных, беременности и в послеродовой период, когда она считается «нечистой» и перед ней, по народной фразеологии, «открыта могила». 3еркало представляет опасность и для новорожденного ребенка, отсюда запрет подносить к зеркалу ребенка в возрасте до одного года, иначе
- ребенок не будет говорить (или долго не будет говорить, будет заикаться);
- испугается своего отражения, не будет спать;
- не будет расти;
- зубы у него будут болеть (или трудно резаться);
- он увидит «свою старость», будет выглядеть старым и др.
Большинство мотивировок связано с представлением о потустороннем мире как о царстве молчания, неподвижности (невозможности роста), перевернутости (ребенку нельзя показывать зеркало, иначе жизнь его «отразится, перевернется»). Опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с «тем светом», но и в последствиях самого удвоения (посредством отражения в зеркале), грозящего «двоедушием» (см. Двоедушник), то есть раздвоением между миром людей и миром нечистой силы, превращением в колдуна, ведьму, вампира.
Однако тот же эффект удвоения может оцениваться положительно и сознательно использоваться для защиты от нечистой силы. На этом основано применение зеркала как оберега: если нечистая сила отразится в зеркале, она утрачивает свои магические способности. В Полесье зеркало наряду с серпом, бороной, мужскими штанами, убитой сорокой, крапивой, освященной вербой и др. предметами широко используется как оберег хлева для охраны скотины от домовика и ведьм. В качестве оберега зеркало:
- прикрепляли над дверями дома - поляки,
- клали в колыбель под голову ребенка - сербы,
- носили при себе женщины и девушки - сербы.
В южнославянском свадебном обряде зеркало укрепляли на караваях, на головном уборе невесты; будущая свекровь дарила сосватанной девушке зеркало (сербы). Македонцы в Дебарском Поле, напротив, следили, чтобы в одежде и реквизите на свадьбе не оказалось зеркала, с помощью которого можно было «испортить» молодых так, что у них рождались бы только девочки.
3еркало использовалось для общения с обитателями загробного мира. Болгары верили, что с его помощью можно увидеть умерших, когда они пребывают среди живых в период от Пасхи до Вознесения (или Троицы); для этого надо навести зеркало на воду в колодце и позвать их (Пловдивский край). У сербов Заечара зеркало обязательно присутствовало при исполнении кола для мертвых; считалось, что оно «привлекает» покойника на этот танец. Зеркалом украшалось погребальное деревце, могильный крест или флаг, зеркало ставили на могилу. В других местах в праздники, носящие поминальный характер, наоборот, запрещалось смотреться в зеркало (русские, поляки).
Общеизвестно и отражено в литературной традиции обрядовое употребление зеркала при гаданиях (главным образом святочных). Гадания с зеркалом совершаются в специальном («нечистом») месте (в бане, на печи и т. п.) и в особое («нечистое») время (вечер, полночь). Гадающие смотрят как бы сквозь зеркало прямо на «тот свет», чтобы увидеть жениха или знак своей судьбы (смерти). Само это действие сопряжено с большим риском: как только покажется видение, нужно сразу же закрыть зеркало или перевернуть его, иначе видение «ударит по лицу», «придет да задавит» и т. п. Сходные гадания совершаются с водой в доме, у колодца, над прорубью. Для большего эффекта берутся два зеркала. Иногда зеркало клали под подушку вместе с другими символическими предметами, чтобы увидеть суженого во сне.
Китай
Зеркало считается оберегом, изгоняющим зло (как на физическом, так и на духовном плане), которое ужасается, увидев в нём своё уродство.
- «Зло разрушается, когда узнает себя».
В даосизме зеркало олицетворяет самореализацию. Оно символизирует ум мудреца:
- «Ум мудреца, находясь в покое, становится зеркалом вселенной»
- Чуанг Цу
На социальном плане оно символизирует лояльность.
Ручное зеркало рассматривается также как помощь в супружеском счастье[4].
Некоторые китайские легенды повествуют о «зверях в зеркале». (???)
Япония
Кагами — «обвиняющее зеркало», отображает истину и вскрывает провинности.
Атрибут богини солнца Аматэрасу, которую оно заставило выйти из пещеры, дабы вернуть миру её свет.
Ятано-кагами (ята-но-кагами) — бронзовое зеркало диаметром 25 см в формой восьмилепесткового лотоса, является одним из священных императорских сокровищ (Трёх Сокровищ). Вместе с мечом и жемчужинами (Тремя жемчужинами, драгоценным камнем) они символизируют три доблести:
- чи — истина, знание,
- ю — отвага,
- джин — милосердие.
На зеркале присутствует надпись: «Я есть тот, кто Я есть». Во время церемонии интронизации оно передается в руки новому императору, а востальное время хранится в святилище Исе.
«Зеркало, отражающее богиню и тем самым извлекающее ее из состояния величественного отдыха божества, является символом мира, пространства, в котором отражается образ».
Мезоамерика
В Древней Мексике были зеркала, изготовлявшиеся из полированного вулканического стекла — обсидиана.
Атрибут ацтекского бога Тескатлипоки (Тецкатлипока). Его имя переводится как «курящееся (дымящееся, сияющее) зеркало». Вероятно, служит указанием на предсказательное значение зеркала, например при вызывании видения.
Имеет солярное и лунное значение, как атрибуты солнечного бога Лета и лунного бога Вечера.
Индуизм
Шиваизм уподобляет абхасы, или внешний облик, отражению в зеркале. Так же как отражение в зеркале ничем не отличается от самого зеркала, но появляется в нем как нечто отличное от него, так и абхасы ничем не отличаются от Шивы, а только предстают как отличные от него. Подобно тому как в зеркале деревня, дерево, река и т. д. появляются как отличные от самого зеркала, но ни в чем, строго говоря, не отличающиеся от него, так и мир, отраженный во вселенском сознании, ничем не отличается от последнего.
Зеркало напоминает, что все образы и формы являются лишь простыми отражениями, созданием состояния кармы, выдумкой ума.
Буддизм
Символ души в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, форма, отраженное тело, искренность, чистота. Будучи отраженным светом, оно означает сансару.
Одна из Восьми Драгоценностей китайского буддизма, а также означает искренность.
Квадратное зеркало символизирует землю, а круглое — небеса. Центральная розетка на металлическом зеркале символизирует ось земли и равновесие между двумя силами. Она означает также достижение центра и Дверь Солнца или Врата Неба.
Библия / Ветхий Завет
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».
- Первое послание к Коринфянам 13: 12
«…кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он».
- Послание Иакова 1: 23
Христианство
Во времена средневековья зеркало олицетворяет отражение божественного слова и средство его толкования. Всё творение рассматривается как отражение божественной сущности, а размышление — как обладание зеркалом, отражающим и позволяющим познать божественные законы, а также наблюдать и изучать светилаи законы Космоса.
Настоящий человек, согласно Винсенту де Бове (автор богословского труда Великое Зеркало, или Speculum magus), это зеркало Космоса, в котором отражается невидимое. Практика размышления способствует, таким образом, нашему становлению. Совершенные творения — это зеркала, направленные к Свету, а само зеркало — это отражение внутренней жизни.
Для Якоба Бёме (1575—1624) оно есть одновременно зеркало и глаз, обращенный внутрь человека.
«Speculum sine macula» — лат. незапятнанное (чистое) зеркало; олицетворяет Деву Марию как «Зеркало Праведности». так как Бог в Деве Марии отразился через точное свое подобие — Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала. Также и Луна, поскольку она отражает свет Солнца, стала толковаться как символ Марии. Зеркало — атрибут святой Девы Марии; безукоризненность, девственность, чистота
Зеркало с образом Девы Марии в нём — атрибут Св. Геминиана (Гемиануса), полулегендарного епископа Модены, друга святого Амвросия.
Иногда выступает в качестве орудия Сатаны.
Ислам
Исламский мистик Джелалетддин Руми (1207—1273) видел в зеркале символ сердца, которое должно быть светлым и чистым для того, чтобы отражать, не искажая, лучи света, исходящие от Бога.
- «Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало».
- Ибн Араби
- «Вселенная — это зеркало бога… человек есть зеркало вселенной».
- Ибн Аль Насафи
Магия
Считается, что зеркало имеет магические свойства и является средством увидеть невидимое или входом в потусторонний мир. Его поверхность удерживает и сохраняет в себе когда-либо отраженные образы, душу или жизненную силу отражающихся в нем людей. Соответственно, в магической практике зеркало используют для вызывания духов с помощью оживления образов, которые были им восприняты в прошлом, или уничтожения расстояний до удалённого объекта, некогда находящегося прямо перед ним.
Демоны и сверхъестественные существа выдают себя тем, что не отражаются в зеркале. Воплощения дьявола не могут выносить созерцания собственной внешности и при взгляде на свое отражение в зеркале должны умирать. Поэтому зеркало служит амулетом, защищающим от сатанинских сил и существ, скрывающим от этих сил своего владельца.
Широко используется в практике гаданий. С помощью зеркала распознаются воры и мошенники, вызываются духи, которым можно задавать вопросы.
Гадания
В гадании по снам зеркало снится к какому-либо неожиданному повороту в жизни, к перемене, к любовному приключению.
Актерская примета: если кто-то посмотрит вместе с тобой в зеркало через плечо — быть неудаче.
Геральдика
символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов. (Из ста терминов Н.Н. Стародубцева и Г.В. Ражнёва).
Эмблематика
Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, то образует путь для восхождения души.
Атрибут:
- персонифицированной Истины[5] — ручное, в руках нагой женщины[6];
- персонифицированного Благоразумия[7] — обвитое змеёй (её самосознание);
- Зрение (чувства);
- Гордыня (порок) — зеркало, отражающее сатанинский образ;
- Суета (порок);
- Распутство (порок)[8];
- сирены и русалки — вместе с гребнем.
Зеркало, по которому медленно ползет муха.
- Символ внимательности и осторожности — качеств, которые должны быть наиболее активизированы во время угрожающей опасности.
- Она должна ступать медленно и осторожно,
- Поскольку идет по скользкому пути.
- EMSI 19-15,с.184
Зеркало
- Словно в зеркале.
- Символ сцены жизни, на которой, словно в зеркале, мы можем посмотреть на собственные глупости и несовершенства, которые мы выставляем напоказ, играя свои роли. К сожалению, очень немногие из нас имеют обыкновение советоваться с этим зеркалом и проявлягь интерес к тому, какое представление идет на этой сцене жизни.
- EMSI 47-12,с.307; 61-12,с.363
- Я не льщу.
- Символ верного друга, который искренне укажет нам на наши недостатки для того, чтобы мы позаботились об их исправлении.
- EMSI 20-8,с.188
- Оно показывает недостатки, но не создаёт их.
- Символ верного и преданного друга, который скажет нам в глаза о наших ошибках, не приписывая недостатков, которых у нас нет, и не преувеличивая те, которые мы имеем.
- EMSI 56-8,с.342
- Оно указывает на пятна, но не преувеличивает их.
- Это символ истинного друга, который укажет на ваши ошибки, не впадая при этом в преувеличение.
- EMSI 34-12,с.248
- Слепому я ни к чему.
- Символ говорит, что для человека, который внутренне слеп, даже самые верные доказательства являются полностью бесполезными. Люди, предающиеся своим порокам и нелепым выходкам, слепы к советам своих самых лучших друзей и вернейших советников. Но еще более достойны нашего христианского сожаления и сочувствия те люди, которые потеряли в своих душах свет добродетели и разума, — разве сравнишь их с теми, кто потерял лишь свет дневной. Их, хоть и ужасное состояние, милосердные небеса обычно компенсируют другими чудесными способностями и качествами.
- EMSI 40-4,с.276
Психология
Глубинно-психологическое толкование зеркала связано с народными верованиями. Согласно Эрнсту Эппли, сны, в которых присутствует зеркало, имеют весьма серьезное значение, и древнее толкование предзнаменования смерти он объясняет тем, что «нечто находится вне нас, и мы сами в зеркале находимся вне себя. Это порождает примитивное чувство похищения души.
Люди, которые подолгу смотрятся в зеркало, испытывают некую зачарованность, парализующую волю. Взгляд на самого себя выдерживают не все. Одни, подобно мифическому Нарциссу, всматриваясь в свое отражение, „теряются“. Другие приходят в себя творчески преображенными, когда смотрятся в зеркало, как бы подтверждая свое фактическое существование».
Противоречивость символического значения зеркала зависит в этом смысле от позиции личности и ее зрелости, способности к «самоконтролю».
По Лойфлеру, зеркала являются магическими символами для бессознательных воспоминаний (сравниваемых с хрустальными дворцами)[9].
Зеркало является также зачастую символом недеятельной, пассивно отдающей себя сверхчеловеческой мудрости природы.
Взгляд в иллюзорный, кажущийся антимир поэтически воспроизводится вплоть до наших дней . Иногда зеркало становится мифической дверью, через которую душа может освободиться, прийдя на другую сторону (например, Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье», Ж. Кокто «Орфей»)[10].
Искусство
Искусство, как таковое, — зеркало природы, жизни, отражение событий и судеб,.
В изобразительном искусстве Запада зеркало имеет двойственное значение. С одной стороны, оно изображается в руках развращающей человека сирены (обольстительницы), а также является атрибутом высокомерия, тщеславия, сластолюбия; с другой стороны, выступает символом самопознания и добродетели истины и благоразумия.
Сюжеты:
- Купидон держит зеркало перед Венерой — Туалет Венеры.
- Мудрец с малышом, смотрящимся в свое отражение — Сократ.
- Двое влюбленных, он держит зеркало — Ринальдо и Армида.
Спящая Венера, отраженная в зеркале, которое держит Купидон, была одним из любимейших сюжетов итальянских художников на рубеже XV и XVI веков.
В «Божественной комедии» Данте души спасенных читают будущее и мысли живущих, как в зеркале.
В легендах сказках зеркало показывает события, которые происходят в далеких краях, лица людей, тоже находящихся на расстоянии, а то и уже умерших.
Магическое зеркало Камбиза (Чосер «Кентерберийские рассказы») позволяло узнавать, кто друг, а кто — враг, отличать верных любовников от неверных. Такие же свойства были у волшебного зеркала Мерлина (Э. Спенсер «Царица вещуний»).
Зеркало Зайна аль-Аснама (сказки «Тысяча и одной ночи») могло вызывать джинов, показывало лица далеких женщин, покрывало пятнами отражения девушек, утративших девственность.
В сказке «Снежная королева» братьев Гримм, злая мачеха с помощью магического зеркала узнает, где находится принцесса.
Зеркало в сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева», имело свойство все доброе и красивое искажать, а все злое и уродливое изображать прекрасным и влекущим…
Согласно польской народной легенде, ученый, магистр и колдун Твардовский по просьбе короля Сигизмунта Августа с помощью волшебного зеркала вызывал дух умершей Барбары Радзивилл.
Так называемое, зеркало Лао могло читать мысли тех, кто смотрелся в него (О. Голдсмит «Гражданин Мира»).
Зеркало и Зазеркалье — некое сказочное и философски осмысляемое пространство по другую сторону зеркала. В этом «пространстве» все происходит наоборот. («Алиса в Зазеркалье» Л. Кэролла, 1871 год).
Ad vocem
Во вступлении к поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» рыцари наблюдают из укрытия, как любовники — Ринальдо и Армида, целуются в тени деревьев над озером.
- "Все снаряжение его висело на шнурке у пояса, смеялся он, ее ж глаза заплаканными были, и это все, как в зеркале, в воде спокойной отражалось… "
Пословицы:
- «Зеркало все скажет».
- «Разобьешь зеркало — семь лет несчастье».
- «Не торчи перед зеркалом, ты ведь не в нем живешь» — немецкая.
- «На зеркало неча пенять, если рожа крива» — русская.
- «Стекла и девушки — товар хрупкий» — англ. Glasses and Lasses are bruckle ware.
- «Нет зеркала лучше, чем старый друг» — испанская.
- «Зеркало сообщит то, чего не скажет и старый друг…» — английская.
- «Глаза — зеркало души».
«Зеркало и слава (…) тут разум и стекло дают возможность нам хоть чуточку понять себя. Есть в этом нечто от шестого чувства»
- Ю. Словацкий «Путешествие в Святую Землю»
«Одно-единственное зеркало лучше, чем целая галерея портретов предков»
- В. Менцель
«Не сыщете красивой женщины, которая не вертелась бы перед зеркалом»
- У. Шекспир «Король Лир»
«Взор обретает зеркальный блеск, а цель проста: вернуть вниманье света»
- У. Шекспир «Гамлет»
«Для матери ты — зеркало, в тебе она себя девчонкой шустрой видит, и что потом произошло в ее судьбе».
- У. Шекспир Сонет № 3
«Предназначение театра — прежде и теперь: служить неким зеркалом действительности».
- У. Шекспир «Гамлет»
«Мучает меня, Брут, то, что нет для тебя живых существ, которые в твоих глазах имели хоть какую-нибудь ценность»
- У. Шекспир «Юлий Цезарь»
«Повесть, это зеркало, в котором отражаются гости»
- Стендаль «Красное и черное»
«Сатира, это такое зеркало, в котором зрители видят какие угодно лица, кроме собственного»
- Д. Свифт «Битва книжек»
«Свет, это зеркало, из которого на каждого смотрит его собственное лицо»
- У. Теккерей
Ad notanda
«Зеркало» — частое наименование сочинений по богословию, педагогике и дидактике, в которых находят отражение (оценку) те или иные людские грехи, а также похвалы истинно христианскому образу жизни кого-либо. Например:
- «Великое зеркало» (лат. «Speculum mayus») ученого монаха Винцента из Бовэ (XIII в.) — один из интереснейших документов культуры Средневековья.
- «Великое зеркало примеров» (проповеднических) — лат. «Speculum exemplorum», изданное в Девентере в 1481 году.
- «Зеркало, или кристалл, в котором каждый может увидеть важное для него, как в зеркале», изданное в 1568 году неким Николаем Рейем.
- Зеркало саксонское — описание, перечень статей так называемого Саксонского Права XIII века, основанного на общепринятых обычаях средневековой Саксонии.
Черновые материалы
- Светлое зеркало символизирует супружеское счастье;
- разбитое — развод и несчастье в течение семи лет;
- темное зеркало, в котором нельзя рассмотреть собственный образ (словно бы во сне), является предзнаменованием несчастья или смерти.
«…символ сложности души: ее подвижности и возможности приспособиться к тем объектам, которые посещают ее и удерживают ее „интерес“».
«Временное и экзистенциальное многообразие его функций обеспечивает объяснение его значения и в то же время разнообразие выражаемых им идей».
«Так, мир как состояние прерывности, произведенное законами изменения и замещения, является действующей силой, которая создает этот квазиотрицательный, калейдоскопический образ появления и исчезновения, отражаемый в зеркале».
Литература
- Толстая С. М. Одноимённая статья в SMES
- Толстая С. М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 111—129 (там лит.) < SMES
Иллюстрации
- Сцена гадания, изображенная на обороте бронзового зеркала. (Греция)
- Задница черта в зеркале тщеславной женщины. «Рыцарь из Турна», 1493 г.
- Зеркало: «Оно каждому возвращает свое». И. Босхиус, 1702 г.
- Оборотная сторона китайского зеркала. Китай. Династия Хань. «Шишка» в центре — Ось Вселенной, вокруг которой напряжённо балансируют круг истинного мира Небес и квадрат Земли — царства проявлений и отражений. [dkes]
Примечания и комментарии
- ↑ Керл — 8
- ↑ Поднесенное ко рту больного, свидетельствует: есть ли дыханье.
- ↑ Керл — 50, 51
- ↑ Керл — 5
- ↑ Со временем Истина всегда выходит наружу, становится явной: зеркало не лжет.
- ↑ Керл — 4
- ↑ Разума, Толковости.
- ↑ Порой отождествляется в ренессансной аллегории с Венерой (Афродитой), атрибутом которой в античную эпоху было зеркало.
- ↑ Керл — 38
- ↑ Керл — 21