Жир иясе: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 34: Строка 34:
 
*Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972, с. 186-87 < MNME
 
*Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972, с. 186-87 < MNME
 
*Ахметьянов Р. Г., Некоторые термины обрядов и мифологии булгаро-чувашского происхождения у народов Урало-Поволжья, «Советское финно- угроведение», 1977, т. 13, No 2, с. 101 < MNME
 
*Ахметьянов Р. Г., Некоторые термины обрядов и мифологии булгаро-чувашского происхождения у народов Урало-Поволжья, «Советское финно- угроведение», 1977, т. 13, No 2, с. 101 < MNME
[[Категория:Тюркских народов мифология]]
+
[[Категория:Тюрки]]

Версия 20:07, 1 июня 2023

жир иясе́ — «хозяин земли»

В мифологии татар-мишарей дух, покровительствующий полям. Представлялся в человеческом облике. В некоторых местах жир иясе — собирательное название духов жир атасы — «отец земли»; и жир анасы — «мать земли». Жир иясе может навлечь болезнь на человека. Для его умилостивления ежегодно после весеннего сева устраивалось общественное моление с жертвоприношениями.

Близкие жир иясе персонажи имеются у:

  • казанских татар — басу анасы, аряш анасы — «мать поля»;
  • чувашей — ираш амэшэ — «мать поля»;
  • марийцев — уржава, рожава, норов ава;
  • удмуртов — джеганай;
  • карачаевцев — джер ийеси (дух-хозяин, имеющийся у каждого участка земли);
  • турок — тарла-бекчиси (дух-хранитель поля в образе змеи).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология


Литература

  • Басилов B. H. Одноимённая статья в MNME
  • Гордлевский В. А., Из османской демонологии, Избранные сочинения, т. 3, М., 1962, с. 310 < MNME
  • Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972, с. 186-87 < MNME
  • Ахметьянов Р. Г., Некоторые термины обрядов и мифологии булгаро-чувашского происхождения у народов Урало-Поволжья, «Советское финно- угроведение», 1977, т. 13, No 2, с. 101 < MNME