Мин: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 51: | Строка 51: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Египет]] |
Версия 15:04, 2 июня 2023
Бог плодородия: первоначально божество плодовитости животных, а позднее и растительности.
В древние времена бог почитался в фетише, стреле, похожей на крючок, значение которого от пучка молний до символа, объединяющего мужчину и женщину. В видоизмененной форме эта эмблема содержится в имени бога и узнается в знаке девятого верхнеегипетского нома.
Изображается в человеческом облике с сомкнутыми, как у мумии ногами и эрегированным фаллосом.
В поднятой руке висит плеть, головной убор из двух перьев и ниспадающей на спину ленты.
Атрибуты: грядка с латуком (афродизиак),
круглая хижина, перед которой на шесте укреплены коровьи рога,
маленький наос с положенным на него опахалом из листьев латука.
Хижина и наос служат указанием на древнее святилище Мина.
Его главным праздником т. н. «праздник лестницы», на котором бог на своей «лестнице» (носилки для статуи бога или ток?) принимал первый срезанный царем колос.
Иллюстрации
Фетиш Мина
Знак: 9-го верхнеегипетского нома
Круглая хижина
Грядка латука
МНМ
- Мин — mnw
В египетской мифологии бог плодородия, «производитель урожаев». Итифаллическое божество. Изображался в виде плоской человеческой фигуры, одна рука которой поднята вверх, а другая держит плеть. На голове М. корона, увенчанная двумя перьями. Сохранившаяся статуя М. является самым ранним из дошедших до нас антропоморфных изображений египетских богов (см. рис.). М. покровительствовал рождению людей, размножению скота (и в связи с этим почитался также как бог скотоводства). Один из эпитетов М. — «поднимающий оружие». Фетиши М. — латук и особый столб, воздвигавшийся во время праздника М., в день начала жатвы. Праздничную процессию в этот день возглавлял увенчанный короной бык (персонификация М.). Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей М. Культ М. был распространён в Хеммисе, Коптосе, Омбосе, Нубии. С превращением Коп-тоса в торговый центр на караванном пути к Красному морю М. приобретает черты бога — покровителя торговли, караванов и восточной пустыни. М. рано отождествляется с другими богами: его называют «могучий Гор», «мститель за отца». Он, как и Гор, считается главой объединённого Египта. В других текстах Гор называется его сыном. С М. отождествляется также повелитель вод Себек. Исида одновременно считается матерью М. (отсюда его эпитет «телец своей матери») и его женой. В период Среднего царства культ М. сливается с культом Амона, М. приобретает черты бога — творца мира, его называют «царь богов». В городе Омбос М. выступает как Мин-Ях (М.-луна), его праздник справлялся в день новолуния в святилище — «доме луны».
Р. И. Рубинштейн
Цвет Анубиса и Мина, бога урожая (Изображения Мина, бога плодородия и зачатия, согласно древнему ритуалу, окрашивались смесью живицы с угольной пылью) — черный
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии