Эе: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
:[[Су иясе]] | :[[Су иясе]] | ||
:[[Леший]] | :[[Леший]] | ||
− | : | + | :Урман иясе |
:[[Домовой]] | :[[Домовой]] | ||
:[[Ой иясе]] | :[[Ой иясе]] | ||
:[[Йорт иясе]] | :[[Йорт иясе]] | ||
− | : | + | :Таг-ээзи |
:[[Иччи]] | :[[Иччи]] | ||
---- | ---- | ||
:[[Джинн]] | :[[Джинн]] | ||
− | :[[Чёрт]] | + | :[[Дьявол|Чёрт]] |
|} | |} | ||
Версия 15:20, 28 января 2021
В мифологиях тюркоязычных народов Поволжья, Средней Азии, Северного Кавказа, Западной Сибири, Алтая и Саян название духов, постоянно пребывающих в каком-либо месте. Вера в эе восходит к мифологии древних тюрок. Представления об их функциях у разных народов неодинаковы. В мифологиях казанских и западносибирских татар и башкир эе связываются с определёнными элементами природы, жилищем и образуют, таким образом, особые категории духов:
В мифологиях других народов эе не распались на отдельные категории духов с закреплёнными функциями и представляются духами-хозяевами различных мест и предметов. Напр., хотя народы Алтая и Саян и выделяли среди всех эе хозяина гор и тайги таг-ээзи, в их представлениях эе — духи, обитающие в любом урочище (приобретающие характер покровителей рода). Близкие представления об эе (иччи) характерны для якутов. Западносибирские татары наделяли духами-хозяевами заброшенные дома, овраги, болота. В исламизированной мифологии туркмен Эе превратились в злых духов, джиннов, обитающих в определённом месте. В мифологии чувашей эе (ийе, видимо, от татарск. ия, «хозяин») — чёрт, живущий в домах под печкой, в банях. |
См. также: |
Литература
- Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME