Эе: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 27: Строка 27:
 
:[[Су иясе]]
 
:[[Су иясе]]
 
:[[Леший]]
 
:[[Леший]]
:[[Урман иясе]]
+
:Урман иясе
 
:[[Домовой]]
 
:[[Домовой]]
 
:[[Ой иясе]]
 
:[[Ой иясе]]
 
:[[Йорт иясе]]
 
:[[Йорт иясе]]
:[[Таг-ээзи]]
+
:Таг-ээзи
 
:[[Иччи]]
 
:[[Иччи]]
 
----
 
----
 
:[[Джинн]]
 
:[[Джинн]]
:[[Чёрт]]
+
:[[Дьявол|Чёрт]]
 
|}
 
|}
  

Версия 15:20, 28 января 2021

Эе́; ээ; ия; ийе́; ие́; эя — букв. «хозяин»

В мифологиях тюркоязычных народов Поволжья, Средней Азии, Северного Кавказа, Западной Сибири, Алтая и Саян название духов, постоянно пребывающих в каком-либо месте. Вера в эе восходит к мифологии древних тюрок. Представления об их функциях у разных народов неодинаковы. В мифологиях казанских и западносибирских татар и башкир эе связываются с определёнными элементами природы, жилищем и образуют, таким образом, особые категории духов:

  • водяной — су иясе,
  • леший — урман иясе,
  • домовой — ой иясе, йорт иясе.

В мифологиях других народов эе не распались на отдельные категории духов с закреплёнными функциями и представляются духами-хозяевами различных мест и предметов. Напр., хотя народы Алтая и Саян и выделяли среди всех эе хозяина гор и тайги таг-ээзи, в их представлениях эе — духи, обитающие в любом урочище (приобретающие характер покровителей рода). Близкие представления об эе (иччи) характерны для якутов. Западносибирские татары наделяли духами-хозяевами заброшенные дома, овраги, болота. В исламизированной мифологии туркмен Эе превратились в злых духов, джиннов, обитающих в определённом месте. В мифологии чувашей эе (ийе, видимо, от татарск. ия, «хозяин») — чёрт, живущий в домах под печкой, в банях.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология

Водяной
Су иясе
Леший
Урман иясе
Домовой
Ой иясе
Йорт иясе
Таг-ээзи
Иччи

Джинн
Чёрт

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME