Эрра: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
:Ирра | :Ирра | ||
:аккад. | :аккад. | ||
− | В аккадской мифологии бог войны и чумы. Имя засвидетельствовано со староаккадского периода в теофорных именах собственных. Вплоть до старовавилонского времени писалось без детерминатива бога, видимо, как имя чужеземного божества. Возможно, с его именем связано имя хеттского бога чумы | + | В аккадской мифологии бог войны и чумы. Имя засвидетельствовано со староаккадского периода в теофорных именах собственных. Вплоть до старовавилонского времени писалось без детерминатива бога, видимо, как имя чужеземного божества. Возможно, с его именем связано имя хеттского бога чумы Иарри (Ярри). Эрра близок богу подземного мира [[Нергал]]у, который тоже считался богом чумы; у обоих богов был общий храм Эмесалам в городе Кута (Северная Месопотамия). По принятии Эрра в вавилонский пантеон его отцом был объявлен Ану ([[Ан]]). Супруга — богиня [[Мамету|Мами]] (идентичная, видимо, с богиней подземного мира [[Мамету|Мамиту]], а не с богиней-матерью Мами). Иногда супругой Эрра называют владычицу подземного мира [[Эрешкигаль]]. Аккадский миф об Эрра, засвидетельствованный, видимо, с XI в. до н. э., описывает, как [[Семёрка демонов в шумеро-аккадской мифологии|"семёрка"]], созданная Аном и землёй (или небом и землёй), подстрекает Эрру на злобные дела. [[Ишум]], герольд и советчик Эрру, отговаривает Эрру от преступлений и пытается умилостивить его, но Эрру решает уничтожить людей, ибо те забросили его культы. Обманным путём он отбирает у «отца богов» Мардука власть — тот должен очистить при помощи бога огня Гирры ([[Гибил]]а) свои загрязнившиеся инсигнии, для чего Мардук оставляет свой трон и передаёт временно власть Эрра, уверенный, что тот не допустит никаких злоупотреблений, а сам спускается в подземное царство. Эрра нарушает слово и несёт на землю чуму, хаос и разруху. Пострадала вся Вавилония, и даже сам Вавилон, город Мардука, не избег этой участи. Только насытившись бедой, Эрра внемлет, наконец, увещаниям Ишума, прекращает погром и даже признаёт в конце концов свою вину. |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Афанасьев В. К. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Афанасьев В. К. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
[[Категория:Шумеро-аккадская мифология]] | [[Категория:Шумеро-аккадская мифология]] |
Версия 07:31, 24 января 2021
Основные значения: |
См. также: |
- Ирра
- аккад.
В аккадской мифологии бог войны и чумы. Имя засвидетельствовано со староаккадского периода в теофорных именах собственных. Вплоть до старовавилонского времени писалось без детерминатива бога, видимо, как имя чужеземного божества. Возможно, с его именем связано имя хеттского бога чумы Иарри (Ярри). Эрра близок богу подземного мира Нергалу, который тоже считался богом чумы; у обоих богов был общий храм Эмесалам в городе Кута (Северная Месопотамия). По принятии Эрра в вавилонский пантеон его отцом был объявлен Ану (Ан). Супруга — богиня Мами (идентичная, видимо, с богиней подземного мира Мамиту, а не с богиней-матерью Мами). Иногда супругой Эрра называют владычицу подземного мира Эрешкигаль. Аккадский миф об Эрра, засвидетельствованный, видимо, с XI в. до н. э., описывает, как "семёрка", созданная Аном и землёй (или небом и землёй), подстрекает Эрру на злобные дела. Ишум, герольд и советчик Эрру, отговаривает Эрру от преступлений и пытается умилостивить его, но Эрру решает уничтожить людей, ибо те забросили его культы. Обманным путём он отбирает у «отца богов» Мардука власть — тот должен очистить при помощи бога огня Гирры (Гибила) свои загрязнившиеся инсигнии, для чего Мардук оставляет свой трон и передаёт временно власть Эрра, уверенный, что тот не допустит никаких злоупотреблений, а сам спускается в подземное царство. Эрра нарушает слово и несёт на землю чуму, хаос и разруху. Пострадала вся Вавилония, и даже сам Вавилон, город Мардука, не избег этой участи. Только насытившись бедой, Эрра внемлет, наконец, увещаниям Ишума, прекращает погром и даже признаёт в конце концов свою вину.
Литература
- Афанасьев В. К. Одноимённая статья в MNME