Четверг: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
— день недели, трактуемый преимущественно как счастливый и благоприятный (по признакам «мужской» и «четный») для разного рода хозяйственных и семейных дел и имеющий наименьшее число запретов. У южных славян он часто приравнивается к понедельнику, а у восточных и западных — ко вторнику, лучшим дням недели. Из всех четвергов года наибольшее значение имеет Страстной четверг на Страстной неделе, с которым связано множество ритуалов и верований. У южных славян, кроме того, значимы последующие шесть (а кое-где восемь) Ч., когда запрещаются многие виды работ, особенно «женских», таких как стирка, мытье, шитье, прядение, вязание, во избежание грома и градобития. Болгары опасаются также Ч. на Тодоровой неделе — первой неделе Великого поста; сербы называют его Тодоров четверг и верят, что в этот день появляется главный из демонов-то-дорцев (см. Тодор). | — день недели, трактуемый преимущественно как счастливый и благоприятный (по признакам «мужской» и «четный») для разного рода хозяйственных и семейных дел и имеющий наименьшее число запретов. У южных славян он часто приравнивается к понедельнику, а у восточных и западных — ко вторнику, лучшим дням недели. Из всех четвергов года наибольшее значение имеет Страстной четверг на Страстной неделе, с которым связано множество ритуалов и верований. У южных славян, кроме того, значимы последующие шесть (а кое-где восемь) Ч., когда запрещаются многие виды работ, особенно «женских», таких как стирка, мытье, шитье, прядение, вязание, во избежание грома и градобития. Болгары опасаются также Ч. на Тодоровой неделе — первой неделе Великого поста; сербы называют его Тодоров четверг и верят, что в этот день появляется главный из демонов-то-дорцев (см. Тодор). | ||
В Полесье Ч. на пасхальной неделе называется Навский великдень и считается поминальным днем; в этот день ходят на кладбище, несут на могилы крашеные яйца и другую пасхальную еду, прибирают могилы, а ночью мертвые приходят в церковь, и их можно видеть через окно; соблюдается строгий запрет на работу в поле и дома. В России и на смежных территориях Белоруссии и Украины был широко распространен обычай поминовения «заложных» покойников (самоубийц, висельников, некрещеных детей, мертворожденных и прочих умерших преждевременной смертью) в Семик, то есть в Ч. на седьмой неделе после Пасхи. По мнению Д. К. Зеленина, этот обычай явился продолжением совершавшихся в прошлом коллективных погребений «заложных» в убогих домах. Ч. на Троицкой неделе в Полесье называют Навской Троицей или Русалкиной Пасхой, он также посвящается мертвым. Этот Ч. (иногда также Ч. перед Троицей и Ч. на пасхальной неделе) считается «сухим» днем: стараются не полоть, не окучивать картошку в поле, так как все посаженное может посохнуть; выносят из дома на просушку одежду; его же (а также Ч. на масленой неделе) называют «кривым»: избегают работ в огороде, чтобы овощи не «покривились». | В Полесье Ч. на пасхальной неделе называется Навский великдень и считается поминальным днем; в этот день ходят на кладбище, несут на могилы крашеные яйца и другую пасхальную еду, прибирают могилы, а ночью мертвые приходят в церковь, и их можно видеть через окно; соблюдается строгий запрет на работу в поле и дома. В России и на смежных территориях Белоруссии и Украины был широко распространен обычай поминовения «заложных» покойников (самоубийц, висельников, некрещеных детей, мертворожденных и прочих умерших преждевременной смертью) в Семик, то есть в Ч. на седьмой неделе после Пасхи. По мнению Д. К. Зеленина, этот обычай явился продолжением совершавшихся в прошлом коллективных погребений «заложных» в убогих домах. Ч. на Троицкой неделе в Полесье называют Навской Троицей или Русалкиной Пасхой, он также посвящается мертвым. Этот Ч. (иногда также Ч. перед Троицей и Ч. на пасхальной неделе) считается «сухим» днем: стараются не полоть, не окучивать картошку в поле, так как все посаженное может посохнуть; выносят из дома на просушку одежду; его же (а также Ч. на масленой неделе) называют «кривым»: избегают работ в огороде, чтобы овощи не «покривились». | ||
Строка 23: | Строка 4: | ||
С. М. Толстая [[SMES]] | С. М. Толстая [[SMES]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Пятница была у славян традиционно свободным от работы днем, по пятницам была оживленная торговля, а о людях, которые не расплачивались сразу, откладывали расчет на другой день, как раз и говорили: «у него семь пятниц на неделе». Выражение «после дождичка в четверг» представляет, как полагают, своеобразную формулу недоверия к Перуну, языческому богу грома славян, днем почитания которого как раз и был четверг. | ||
[[Категория:Время]] | [[Категория:Время]] |
Текущая версия на 16:14, 6 июля 2021
— день недели, трактуемый преимущественно как счастливый и благоприятный (по признакам «мужской» и «четный») для разного рода хозяйственных и семейных дел и имеющий наименьшее число запретов. У южных славян он часто приравнивается к понедельнику, а у восточных и западных — ко вторнику, лучшим дням недели. Из всех четвергов года наибольшее значение имеет Страстной четверг на Страстной неделе, с которым связано множество ритуалов и верований. У южных славян, кроме того, значимы последующие шесть (а кое-где восемь) Ч., когда запрещаются многие виды работ, особенно «женских», таких как стирка, мытье, шитье, прядение, вязание, во избежание грома и градобития. Болгары опасаются также Ч. на Тодоровой неделе — первой неделе Великого поста; сербы называют его Тодоров четверг и верят, что в этот день появляется главный из демонов-то-дорцев (см. Тодор). В Полесье Ч. на пасхальной неделе называется Навский великдень и считается поминальным днем; в этот день ходят на кладбище, несут на могилы крашеные яйца и другую пасхальную еду, прибирают могилы, а ночью мертвые приходят в церковь, и их можно видеть через окно; соблюдается строгий запрет на работу в поле и дома. В России и на смежных территориях Белоруссии и Украины был широко распространен обычай поминовения «заложных» покойников (самоубийц, висельников, некрещеных детей, мертворожденных и прочих умерших преждевременной смертью) в Семик, то есть в Ч. на седьмой неделе после Пасхи. По мнению Д. К. Зеленина, этот обычай явился продолжением совершавшихся в прошлом коллективных погребений «заложных» в убогих домах. Ч. на Троицкой неделе в Полесье называют Навской Троицей или Русалкиной Пасхой, он также посвящается мертвым. Этот Ч. (иногда также Ч. перед Троицей и Ч. на пасхальной неделе) считается «сухим» днем: стараются не полоть, не окучивать картошку в поле, так как все посаженное может посохнуть; выносят из дома на просушку одежду; его же (а также Ч. на масленой неделе) называют «кривым»: избегают работ в огороде, чтобы овощи не «покривились». Восточные славяне нередко на основе звуковой ассоциации связывают Ч. с червями и потому по четвергам вообще воздерживаются от посадки или уборки овощей или заготовки мяса, чтобы в них не завелись черви.
С. М. Толстая SMES
Пятница была у славян традиционно свободным от работы днем, по пятницам была оживленная торговля, а о людях, которые не расплачивались сразу, откладывали расчет на другой день, как раз и говорили: «у него семь пятниц на неделе». Выражение «после дождичка в четверг» представляет, как полагают, своеобразную формулу недоверия к Перуну, языческому богу грома славян, днем почитания которого как раз и был четверг.