Протей: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
:[[Нерей]] | :[[Нерей]] | ||
:[[Фок]] | :[[Фок]] | ||
− | :[[Египт]] | + | :[[Эгипт|Египт]] |
− | : | + | :Псамата |
:[[Елена Троянская]] | :[[Елена Троянская]] | ||
:[[Зевс]] | :[[Зевс]] | ||
:[[Гера]] | :[[Гера]] | ||
:[[Менелай]] | :[[Менелай]] | ||
− | : | + | :Эйдотея |
− | : | + | :Эйдо |
---- | ---- | ||
:[[Оборотничество]] | :[[Оборотничество]] |
Версия 00:01, 27 января 2021
В греческой мифологии морское божество. Как сын Посейдона[1] Протей наделён всеми традиционными чертами морских богов (ср. Главк, Нерей, Фок): старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различных существ и многознанием. Он — пастух тюленьих стад[2]. Как сын Египта[3] и супруг Псаматы[4] Протей царствует в Мемфисе. Протей скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик. У Протея в Египте находилась настоящая Елена (в то время как Парису достался только её призрак, поскольку Зевс или Гера подменили подлинную Елену[5]. После падения Трои Протей рассказывает Менелаю о судьбе греческого войска; Менелай добился этого с помощью дочери (или жены) Протея — Эйдотеи[6]; или Эйдо[7], предупредившей, что, хотя Протей и будет превращаться в разных зверей (льва, пантеру, змею, быка, кабана, птицу и обезьяну), потом в огонь, воду и дерево, его нужно держать до тех пор, пока он не остановится на собственном облике — сонливого старичка[8]. Эпизод «Одиссеи»[9] уже в античности стал объектом аллегорических толкований: стоики[10] видели в Протее аллегорию материи (ср. «Протей, или Материя» Ф. Бэкона), оформляемой Эйдотеей — букв. «богиня формы». |
См. также: |
Литература
- Гусейнов Г. Ч. Одноимённая статья в MNME