Пожар: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Явления природные» на «Категория:Природные явления») |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small>Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982(ук.га.);МаксимовС.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993. А.Л. Топорков < [[SMES]] | <small><references /></small>Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982(ук.га.);МаксимовС.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993. А.Л. Топорков < [[SMES]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Природные явления]] |
Версия 22:42, 11 апреля 2023
— стихийное бедствие, посылаемое людям в наказание за грехи как Божья кара. П. может происходить как от молнии, т.е. небесного огня, так и от огня земного. Во избежание П. у восточных славян хранили в доме освященные предметы: ветку вербы, «четверговую свечу», а также головню с П., зажженного молнией. Причиной П. считалось нарушение запретов работать в летние праздники (на Илью, Марию, Паликопу и др.), проявление неуважения к огню, разрушение гнезда аиста, обида, нанесенная огненному змею, и др. Например, в Вологодской губ. полагали, что нельзя утром раздувать огонь, не помолившись Богу, т.к. от этого бывают пожары. Поскольку П. рассматривался как наказание свыше, тушить его порой считалось грехом. В тех же случаях, когда на П. все-таки пытались воздействовать, стремились не столько потушить его, сколько локализовать, прибегая к различным суеверным способам. В России, особенно среди женщин, было широко распространено мнение о том, что П., зажженный молнией, следует тушить молоком; если же молока не хватит, то квасом, но ни в коем случае не водой; по поверью, такой огонь от воды только больше разгорается. При тушении П. от грозы использовали также освященные предметы: бросали в П. пасхальное яйцо или обходили с ним загоревшееся строение, кидали в огонь вербу, обходили горящий дом с зажженной четверговой свечой или с иконой Божьей Матери
«Неопалимая Купина», стояли лицом к огню с иконой св. Николая (Миколы), затапливали печки в соседних домах; ср. поговорку: «дым на дым или огонь на огонь нейдет». Англичанин С. Коллинс (1660-е гг.) рассказывал, что иногда русские «держат иконы перед огнем, думая, что помощь зависит от их произвола. Один русский, думая остановить огонь таким образом, держал своего Миколу так долго, что сам едва не сгорел и, видя, что помощи нет, бросил его в огонь». К пламени П. относились как к одушевленному существу. Например, русские Пошехонья считали, что нельзя носить вещи из горящего жилого дома по направлению к другому строению, т.к. пламя «потянется» вслед, не желая отдать то, что у него отнимают. Там же рассказывали, что один крестьянин, помогая вытаскивать вещи из горящего дома, унес тайком рукавицы к себе домой; пламя сразу же перекинулось на жилище вора. Первыми из загоревшегося здания выносили наиболее почитаемые предметы: иконы, стол, дежу. В Ярославской губ. считали, что если в огне П. горит икона, «то над этим местом появляется столб пламени наподобие горящей свечи». Для русских любовных заговоров характерен образ всемирного П., охватывающего землю и небо. В духовных стихах огненная река также осмысляется как вселенский П.
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии
Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982(ук.га.);МаксимовС.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993. А.Л. Топорков < SMES