Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
|
|
| Строка 13: |
Строка 13: |
| | | | |
| | См. также: | | См. также: |
| − | :[[Огонь]] | + | :[[Огонь, стихия|Огонь]] |
| | ---- | | ---- |
| | :[[Очаг]] | | :[[Очаг]] |
Версия 12:20, 11 июля 2021
- Па́никс; Пóнике
Мифологизированный образ огня у пруссов, огонь очага, по-видимому, «новый» или «живой» огонь, полученный во время особого ритуала. Его называли святым (schwante panicke, swente panike, szwenta ponyke), и с ним связывался ряд ритуалов и ритуальных запретов. Видимо, Паникс имел два образа — мужской и женский. Само имя Паникс обозначает огонь и имеет надёжные индоевропейские параллели в хеттском, тохарском, германском и других языках.
К Паниксу обращались с молитвами и просьбами. Согласно Длугошу (XV в., «История Польши», кн. XII), в храме в Вильнюсе был жрец Зинч, наблюдавший за неугасимым святым огнём и занимавшийся гаданием и узнаванием (видимо, толкованием знамений).
К. Буга предложил правдоподобную конъектуру названия Зинч — *ziniz, литов. zynys < zinoti, «знать». По сходному принципу образуется и название жреца — вайделота у пруссов < waid- — «ведать», «знать».
Из-за ошибки в «Хронике» Гванини (1578 г.) *ziniz (y Длугоша) превратилось в znicz, и это название стало рассматриваться как обозначение самого священного огня.
|
См. также:
- Огонь
- Очаг
- Бангпутис
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Buga K., Rinktiniai rastai, t. l, Vilnius, 1958 < MNME