Тхагаледж: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
:[[Уорсар]] | :[[Уорсар]] | ||
:[[Амыш]] | :[[Амыш]] | ||
− | : | + | :Мамыш |
:[[Тхашхо]] | :[[Тхашхо]] | ||
:[[Тлепш]] | :[[Тлепш]] |
Версия 23:12, 9 февраля 2021
В адыгской мифологии бог плодородия и земледелия. Тхагаледж — могучий старик-пахарь, с белой до пояса бородой и с золотым посохом в руке. Его чувяки сшиты из кожи девяноста зубров. Он съедает сразу бульон, сваренный из десяти быков, и кашу из проса, собранного с восьмисот десятин земли. В адыгском нартском эпосе Тхагаледж — сын провидицы Уорсар, брат Амыша и Мамыша. Тхагаледжу близок к верховному божеству Тхашхо, который всегда идёт ему навстречу. Так, по просьбе Тхагаледжа Тхашхо сделал василистник не боящимся засухи и не поддающимся косе. На хасе, высшем совете нартов, Тхагаледж вместе с Тлепшем отводятся самые почётные места. Во время пира нарты посвящают Тхагаледжу первую заздравную чашу. Тхагаледж — первый пахарь. Он дал нартам семена проса, научил их обрабатывать землю, пахать и сеять. Тхагаледж подарил нартам золотое дерево, на котором за один день созревает яблоко, наполовину белое, наполовину алое. Женщина, страдающая бесплодием, съев его белую половину, рождает дочь, алую — сына. Почти все земледельческие обряды адыгов связывались с именем Тхагаледжа. |
См. также: |
Литература
- Мижаев М. И. Одноимённая статья в MNME
- Шортен А., Адыгэ Iуэрыiуатэхэр, в кн.: Адыгэ Iуэрыiуатэхэр, т. 1, Налшык, 1963 < MNME
- Кантария М. В., О некоторых пережитках аграрного культа в быту кабардинцев, в сб.: Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, т. 8 — Этнография, Майкоп, 1968 < MNME
- Мижаев М. И., Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов, Черкесск, 1973 < MNME