Сатурн, божество: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:00-03-275-000.jpg|250px|thumb|right|Франсиско де Гойя-и-Лусьентес. Серия «pinturas negras» — мрачных картин. Сатурн пожирает своих детей. 1821—1823 гг. | + | [[Файл:00-03-275-000.jpg|250px|thumb|right|Франсиско де Гойя-и-Лусьентес. Серия «pinturas negras» — мрачных картин. Сатурн пожирает своих детей. 1821—1823 гг.]] |
:[[Римская мифология]] | :[[Римская мифология]] | ||
Атрибут Сатурна [[циркуль]]: ведь этот бог измеряет [[Время]]. Он хромой, хмурый и молчаливый, ищущий то, чего не может найти — «философского камня», Аристотелевой квинтэссенции. | Атрибут Сатурна [[циркуль]]: ведь этот бог измеряет [[Время]]. Он хромой, хмурый и молчаливый, ищущий то, чего не может найти — «философского камня», Аристотелевой квинтэссенции. |
Версия 16:18, 6 июня 2023
Атрибут Сатурна циркуль: ведь этот бог измеряет Время. Он хромой, хмурый и молчаливый, ищущий то, чего не может найти — «философского камня», Аристотелевой квинтэссенции.
фатальный бег времени
Поначалу Сатурн считался крестьянским богом, учившим людей садоводству, и его изображали с виноградарским ножом в руке. Бог-создатель, связанный с созидательной силой One, или Реей, он символизировал прогресс, принцип, регулирующий воспроизводство жизни. Изгнанный с Олимпа, Сатурн нашел убежище в Италии, где на веки вечные сохранил блага Золотого века, дарованные Янусом.
О Он превратился в символ времени, имел в качестве атрибутов песочные часы и косу и отождествлялся с древнегреческим богом Кроносом (который проглотил своего отца, а чтобы не подвергнуться той же участи, убил собственных детей).
О У алхимиков Сатурн считался знаком Свинца — основы их искусства, низкого металла, потенциально содержащего в себе золото; он символизировал черный .цвет, начало и конец цикла, завершенное преобразование, изменение, вызванное воздействием на деятельную жизненную силу; остановку, упадок, дематериализацию, дряхлость, зрелый возраст, опыт и смерть. О В астрологии Сатурн олицетворяет бедность, фатальность, суровость, консервативное начало, порождающие
предусмотрительность, серьезность, зрелость разума, волю и рассудительность.
В индивидуальном гороскопе он выступает в качестве интеллектуального элемента, ответственного за память, управляющего функциями торможения и замедления рефлексов.
Отрицательные качества Сатурна связаны с комплексом отнятия от груди и его последствиями: страхом перед жизнью, скукой, неприспособленностью, медлительностью, ленью, бегством от ответственности, угрюмостью, уходом в себя и возвратом к прошлому, одиночеством, печалью. Правление Сатурна основано на подавлении" и его эмоциональный климат характеризуется недостатками" лишениями, неудовлетворенностью и, наконец" аскетизмом, по сути дела, самоустранением… События, типичные для Сатурна: задержки, препятствия, помехи, ограничения, отказы, разлуки, потери, жертвы. С ним особо связывают … бедность, нищету.
Соответствия: а) телесные: кости, зубы, хрящи, печень, правое ухо; простуда, заболевания нервной системы, паралич органов движения; слабость в ногах, запоры, глухота; б) нравственные: скупость, недоверчивость, мизантропия; в) общие: разруха, холод, туман, град; г) животные: верблюд, медведь, осел, крыса, крот, летучая мышь, сова, ворон, черепаха, жаба, скарабей, паук; д) растительные: кипарис, ясень, чемерица, наркотические растения; е) минеральные: свинец, сера, твердые горные породы, черные камни, глина; ж) природные ландшафты: унылая засушливая местность, песчаные равнины, пустыня; а также: кладбище, тюрьма, карцер, пещера; сельскохозяйственное орудие.
-(Кронос)
в античной мифологии отец Юпитера, лишившего его трона.
Сатурн. Древнеримский бог земледелия, правивший на земле в Золотой век (см. ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА). Празднество в его честь — сатурналии — стало прообразом праздника Рождества Христова. Римляне отождествляли Сатурна с греческим Кроном, произошедшим, вероятно, как земледельческое божество предэллинистических людей. Крон фигурирует в греческом мифе о сотворении мира, из которого ренессансные и последующие художники заимствовали некоторые темы.
1. Оскопление (или увечье) Урана (Гесиод, «Теогония», 133—187). Вначале Гея (Мать-Земля) и ее сын Уран (Небо), сочетавшись браком, произвели первую расу — титанов. Уран поместил своих сыновей в подземный мир, но Гея в отместку за это дала самому младшему из, них — Крону — серп, которым он оскопил отца. (О последствиях этого акта см. ВЕНЕРА, 7.) Крон изображается с серпом или. КОСОЙ, готовым кастрировать престарелого Урана. Сцена может включать в себя армилярную СФЕРУ, которая здесь символизирует космос. (Вазари, Палаццо Веккио, Флоренция.)
2. Сатурн (или Крон), пожирающий своих детей («Фасты», 4:197-200). Мать-Земля предсказала, что _один из потомков Крона узурпирует его власть, и, чтобы этого не произошло, Крон пожрал своих детей (Гойя, Прадо, Мадрид). Когда же родился Зевс, мать завернула в пеленки камень, который Крон, ничего не подозревая, проглотил вместо Зевса. Так Зевс был спасен и в конце концов сверг своего отца.
Таким образом, Сатурн имеет косу, с одной стороны, как римский бог земледелия, с другой — благодаря своей греческой аналогии. Будучи стариком, он наделяется КОСТЫЛЕМ. Через Крона Сатурн стал персонификацией Времени (подробнее см. ОТЕЦ-ВРЕМЯ) и приобрел его атрибут — ЗМЕЮ, лежащую кольцом с собственным хвостом во рту — древний символ вечности (египетского происхождения).
Период его правления относили к древним временам и считали «Золотым веком».
в астрологической символике
Однако планета с таким названием рассматривается как «великий источник несчастья». Она изображалась в виде старика с деревянной ногой и косой, который давал приют в своем доме водолею и козерогу. Планету Сатурн считали властителем возрастов, начиная с 69-летнего, меланхолической планетой с такими качествами, как холодность, сухое недружелюбие (в противоположность Юпитеру). С Сатурном как символом ассоциируются понятия о «стариках, отцах, предках, сиротах, наследниках, глубоком исследовании и четкой памяти», но также и о «темнице, долгом одиночестве, мере и весе». Среди приписываемых ему положительных качеств упоминаются склонность к тщательной мелкой работе, продолжительным исследованиям и способность терпеливо переносить испытания. Это может быть связано с особенностями траектории движения планеты на небосклоне: большой длиной и (судя по наблюдениям с Земли) частым петлям.
Металл Сатурна- свинец, его цвета
— черно-коричневый и темно-синий,
его драгоценные камни — оникс, фиолетовый сапфир, темный коралл и темный аметист. В индийской астрологической символикепланету Сатурн олицетворяет старый, неповоротливый (видимо, из-за медленного движения небесного тела) и внешне отвратительный правитель Шани или Манда, который скачет на черной птице (коршуне или вороне). В символике алхимиков
изображение старика Сатурна с косой играет значительную роль из-за его предполагаемой близости к золоту. Многие легенды эпохи Ренессанса повествуют о превращении землисто-серого свинца — металла Сатурна — в расплавленном состоянии в солнечное золото, после того как пылинка субстанции, называемой философским камнем, погрузится в расплавленный металл.
В древнекитайской символике созвездийс Сатурном ассоциируется понятие о срединной стране света и стихии (желтой) земли.
Сатурн и Венера. Фигуры планет из астрологической книги, 1521 г.
Сатурн поливает золотые и серебряные деревья. Алхимическое символическое изображение. М. Майер. Аталанта бегущая, 1617 г.
Иллюстрации • Сатурн, иллюстрация из астрологического трактата.
Сатурн, управляющий Водолеем и Овеном, держит серп жатвы и разрушения; он опирается на костыль как знак преклонного возраста (при очевидно сильном теле) – в целом, символ напряженности мрачной меланхолии [dkes]
/ Книжная иллюстрация / — / — / — / © / [dkes с.хх]
МНМ
- лат. Saturnus
Один из древнейших римских богов (уже в 497 до н. э. ему был посвящён храм на Форуме на месте бывшего там алтаря). См. рис. Происхождение имени С., связывавшееся в народной этимологии с корнем sat, «сеять» (что делает его богом посева, семян, Varr. V 64; Macrob. Sat. I 10, 10), современными исследователями отвергается, как и определение его как хтонического божества мира мёртвых. Не позже начала 3 в. до н. э. стал отождествляться с Кроносом (пожирающим своих детей), что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую его землю. Под влиянием представлений о Кроносе С., каковы бы ни были его первоначальные функции, стал почитаться как бог золотого века, один из первых царей Лация (куда, согласно версии мифа, он бежал, низложенный своим сыном Юпитером, и где был принят правившим там Янусом, разделившим с ним власть). С. научил своих подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, почему вся страна стала называться «землёй С.» (Serv. Verg. Aen. VIII 319; 322; Macrob. Sat. I 7; 27-36; 8, 4-5). Посвящённый С. праздник сатурналии (17 декабря), первоначальный характер которого неизвестен, был в 217 до н. э. преобразован по образцу греческих кроний (Liv. XXII 1, 19). Во время праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось безудержное веселье карнавального типа, люди обменивались подарками — светильниками и глиняными фигурками, избирался шуточный царь сатурналий; эти праздники рассматривались как воспоминание о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользовались большой популярностью и постепенно растягивались до 5-7 дней. В храме С. хранилась государственная казна. Его паредре (женскому соответствию) Луа (Aul. Gell. XIII 23, 2) посвящалось оружие убитых врагов, возможно, для искупления пролитой крови и для отвращения её вредного влияния на посевы (Liv. VIII 1; Serv. Verg. Aen. III 139). Впоследствии женой С. считалась отождествлённая с Реей Oпc. Культ С. был мало распространён, в основном в Африке, где С. слился с местными ваалами и имел многочисленных жрецов и коллегии почитателей, главным образом из простого народа. В астрологии планета С. считалась холодной, мрачной планетой, наделявшей соответственными качествами людей.
Е. М. Штаерман
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Сатурн, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 6912 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 418 Словарь)]