Серафимы: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Иудаистическая мифология» на «Категория:Иудаизм») |
||
Строка 58: | Строка 58: | ||
:Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. | :Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. | ||
::::Исайя 6: 2 | ::::Исайя 6: 2 | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иудаизм]] |
Версия 18:04, 31 мая 2023
Основные значения: |
См. также: |
Символическое значение
- очищающий огонь духа
- божественная любовь,
- божественный жар,
- пламенная приверженность,
- «огонь милосердия» (Данте).
В иудейской и христианской традициях высший из девяти ангельских чинов.
У Исайи так описывает существа, стоящие у трона Бога и поющие Ему славу:
- «У каждого из них по шести крыл, двумя закрывал лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».
- Исайя (6:2—6)
Один из них вложил Исайе в уста горящий у голь, чтобы очистить их от греха.
В геральдике серафим изображается в виде детской головки, что символизирует чистоту, и с тремя парами крыльев. Серафим — выший из девяти ангельских чинов..
серафимы — как ангелы-слуги при Престоле Господнем
МНМ
- евр. seraphim - "огненные", "пламенеющие" < от корня srp со значением "гореть", "сжигать", "обжигать"
В иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближённые к престолу бога и его прославляющие. Их описание содержится в ветхозаветной Книге пророка Исайи (Ис. 6, 2-3): "у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал...". Один из С. очищает уста пророка, коснувшись их горящим углем, который он берёт клещами с жертвенника, и этим приготовляет его к служению (6, 6-7). Этот образ составил один из распространённых сюжетов христианской иконографии. В русской литературе сюжет использован в стихотворении А. С. Пушкина "Пророк".
Подобно херувимам, С. отражают древнейшие ближневосточные представления о крылатых сверхъестественных существах с охранительными функциями. Этимологическая связь С. (в их близости богу) с огнём, пыланием осложняется их ассоциацией со змеями, также, в свою очередь, многообразно связываемыми с огнём и обозначаемыми (Чис. 21) тем же словом (в т.ч. Медный змей), более того - с крылатыми драконами (Ис. 14, 29; 30, 6). Древневавилонская параллель к С. - шестикрылый демон, в каждой руке держащий по змее (изображение на рельефе, найденном в Тель-Халафе, Северная Сирия).
"Книга Еноха", насыщенная описаниями ангельских чинов, помещает С. вместе с херувимами на шестое небо и передаёт их в ведение архангела Гавриила. В христианской традиции, по классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 - нач. 6 вв.), С. - первый чин, составляющий вместе с херувимами и престолами первую триаду, характеризуемую непосредственной близостью к богу. См. Девять чинов ангельских.
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии
Stier F., Gott und sein Engel im alten Testament, Mьnster, 1934; Langton E., Ministries of the Angelic Powers, L., 1936; Ziegler M., Engel und Dдmon im Lichte der Bibel, Zьrich, 1957. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Серафимы, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 6982 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 428 Словарь)]
Черновые материалы
- Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
- Исайя 6: 2