Айнов мифология: различия между версиями
(Новая) |
м (Замена текста — «Категория:Японская мифология» на «Категория:Япония») |
||
Строка 222: | Строка 222: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Айнов мифология, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 286 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 54 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Айнов мифология, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 286 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 54 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Япония]] |
Текущая версия на 22:15, 31 мая 2023
В известном виде оформилась ок. 12-15 вв. н. э. в среде айнских племен, населявших Японские острова (в 15-17 вв. расселились т.ж. на Камчатке, Ю.Сахалине, Курильских островах), ныне обитающих на о. Хоккайдо.
Развивалась во взаимодействии с мифологией народов северовосточной Азии (особенно японской).
Источником изучения служат устные пересказы мифов, записанные европейскими миссионерами в кон.19 – нач. 20 вв. и современными японскими историками. Научные критические издания мифов отсутствуют.
Пронизана анимистическими представлениями. Считалось, что душу имеют вообще все предметы и явления окружающего мира. Одушевление всего сущего отразилось в политеистичности религиозных и мифологических представлений. Мир населен множеством божеств, демонов, духов и т. п.
Божества обозначаются словом "камуй", – "тот, кто ("то, что") покрывает".
Верховный бог носит имя Пасе камуй - "создатель и владетель неба" или
Котан кара камуй, мосири кара камуй, кандо кара камуй - "божественный создатель миров и земель и владетель неба". Считается создателем мира и богов. Через посредство своих помощников добрых богов заботится о людях и помогает им.
Рядовые божества (Яйян камуй - "ближние и дальние божества") воплощают отдельные стихии и элементы мироздания, они равны и независимы друг от друга, хотя и составляют определенную функциональную иерархию (добрых и злых божеств). Наличие одного высшего божества – существенное отличие от японского пантеона.
Наиболее распространенны в мифологическом комплексе айнов мифы:
космологические и космогонические,
топонимические,
тотемические,
мифы о злых демонах.
Космологическая концепция (В японской мифологии комплекс космологических представлений ограничивается устройством Японских островов, сюжеты о создании и устройстве мира в целом отсутствуют.)).
Земля состоит из шести миров с особым функциональным назначеним.
1. Люди живут в мире Канна мосири - "верхний мир"
Увекари нотереке мосири - "мир, в котором множество топает ногами".
Представляет собой океан с дрейфующими по нему островами (По аналогии с местом обитания айнов всякая суша рассматривалась ими как остров ), расположенный на спине гигантского лосося. Его движения порождают в океане приливы и отливы, а на суше – землетрясения. Во время штормов лосось глотает суда.
2. Ниже расположен Нитне камуй мосири - "мир дьяволов"
Теине покла мосири - "мокрый подземный мир".
Влажный и сырой мир, куда после смерти попадают и терпят там назначенное им наказание злые люди.
3. Рядом с ним Камуй мосири - "мир богов".
Место обитания многих божеств небесного происхождения, куда после смерти туда попадают все хорошие люди. Обитатели этого мира ходят вверх ногами, так что ступнями ног соприкасаются с живыми людьми.
4. Ниже Камуй мосири Покна мосири - "нижний мир".
Сведений о его назначении не сохранились.
5. Неизвестны назначение и название мира, расположенного ниже Покна мосири.
6. Ещё ниже лежит Тирана мосири - "самый нижний мир".
Светлая и прекрасная страна.
Небо также разделяется на шесть уровней на самом высшем живут Пасе камуй и главнейшие из божеств-помощников; управляет им бог Синисерангуру. Миры, лежащие ниже, населены второстепенными божествами.
Первоначально суша не была отделена от воды и все элементы сущего были перепутаны. Земля была похожа на огромное болото. Задумав создать мир людей. Пасе камуй призвал трясогузку (священный тотем айнов). Спустившись с неба, она стала бить крыльями по воде, месить лапками, работать хвостом. Её усилия превратили воду в океан с дрейфующими участками суши. По другой верси, Пасе камуй сам создал мир при помощи каменных инструментов, а трясогузка потом разровняла землю.
Ряд мифов посвящен созданию о. Эдзо (современный Хоккайдо), с которым отождествляются все населенные айнами острова.
В одном из них говорится, что Пасе камуй повелел создать Эдзо двум своим помощникам, Аиойне и его сестре Турешмат: Турешмат должна была создать западное побережье, а Аиойна - северное и восточное. По одной версии, Турешмат повстречала другую богиню, разговорилась и забыла о поручении. Спохватившись, она увидела, что брат уже кончает свою часть, заторопилась, сделала западное побережье наспех и получилось каменистым и опасным. По другой версии, богиня просто не справилась с заданием.
Главные герои тотемических мифов: медведь, трясогузка, орел, дерево ива.
Миф о медведе дошел в нескольких вариантах. К одинокой женщине по ночам стал являться незнакомец "весь в черном" и однажды открыл ей, что он бог гор, по облику медведь. От него женщина родила сына, прародителя айнов.
В роли прародителя иногда выступает и бог гор в образе орла. Орел считался также спасителем айнов, некогда во время великого голода накормившим народ.
Трясогузка почиталась как создательница Канна мосири и покровительница влюбленных, научившая людей супружескимобязанностям.
Ива божество-покровителем айнов: первый человек был создан из прута ивы и земли. При рождении ребенка из ивы изготовляли особый талисман - инау, который должен был охранять его в течение всей жизни.
Мифы о деяниях отдельных богов распространены мало. Определенный цикл мифов связан только с создателями мира айнов Аиойной и Турешмат и Окикуруми.
Аиойна считается творцом Эдзо и первого человека (айну), сделанного из прута ивы и земли. С этим связано его другое имя: Айну Рак Гуру - "человек с запахом айну". Завершив акт творения, Аиойна вернулся на небо, но остальные боги, почувствовав запах человека, заставили его еще раз спуститься и оставить одеяние, в котором он был на земле. Выступает также устроителем общественной жизни айнов - имеет функции культурного героя. Согласно мифам, сначала айны ели мясо животных и рыбу сырыми, занимались людоедством. Во время своих посещений мира людей Аиойна научил их обращению с огнем, ремеслам: показал, как делать рыболовные снасти, луки, стрелы, горшки и другую посуду, научил готовить мясо и рыбу, отучил от людоедства.
Окикуруми - главный героем топонимических мифов (Топонимические мифы, связанные с второстепенными божествами, широко распространены также в японской мифологии). Например, название местности Итанки идет от того, что он собрался там выпить воды из пиалы для риса (айнск. - итанки), но волна подхватила и разбила ее.
Известен миф о неразделенной любви к айнской женщине и о том, как трясогузка излечила его от неё.
Поздняя японская традиция отождествляет Окикуруми с японским полководцем Есицунэ Минамото (1159-89), что позволяет предположить, - мифы о нем возникли в период наибольших контактов айнов с японцами.
Большинство остальных божеств только упоминается в мифах. Известны лишь имена, описывающие их функции (типично для японской и других мифологий), реже - краткие сведения об их деятельности.
Несмотря на скудость мифов, четко прослеживается разделение божеств на добрых и злых (в японской мифологии онослабое и неясное).
Добрые божества преимущественно небесного происхождения. Они незримы, они населяют небесные миры, Камуй мосири и земные горы. Возглавляет их Пасе камуй.
Добрыми божествами считались: Аиойна,
Турешмат,
Окику-руми,
боги солнца, луны,
богиня огня Фудзи (Ундзи),
Чуф-камуй - "бог всех светил", живет на луне и каждый лунныйо месяц проживает новую жизнь: рождается, вырастает, старится и умирает.
Синисерангуру - "тот, кто спустился с самого высшего неба") управляет самым высшим небесным миром. С ним живет его жена Синисиранмат.
Тоикурупуникуру и Тоикурупунимат - "тот и та, которые поднимают свое лицо от земли" - божества растительности.
Пекончико-рогуру - "тот, кто обладает чашей с водой") - божество воды. Является людям из-за гор в виде большой черной тучи.
Божества воды и растительности являются, видимо, наиболее поздними.
Тай-камуй - божество землетрясений (которые происходят, стоит ему только пошевелить пальцем). Считалось, что он живет в местности Похнакотан.
Известны также
"божественный владетель земель" Сирикоро-камуй,
"спустившийся со звезд" Но-тиерангуру,
"спустившийся из тумана" Урараэрангуру и др.
Добрым божеством нередко предстает прародитель айнов медведь (может воплощать и злые силы).
В облике медведя являются также Нупорикуро-камуй ("божество, владеющее горами", другое имя - Икоропорогуру, "тот, кто владеет большим богатством")
иногда Сан-руверопо-камуй ("тот, кто оставляет большие следы").
Злые божества, как правило, хтонического происхождения. Функционально они олицетворяют опасности, подстерегающие в горах (основное место их обитания), и управляют атмосферными явлениями. В отличие от добрых богов, имеют определенный зримый облик. Они многочисленнее и мифы о них распространены больше. Иногда нападают на добрых богов. Например, некое злое божество хотело проглотить солнце, но Пасе камуй спас его тем, что послал ворону, которая залетела в рот злому богу. Носят общее название - Тоиекунра.
Считалось, что они возникли от мотыг, при помощи которых Пасе камуй создал мир, а затем бросил.
Нитат-унарабе - богиня болот и трясин, возглавляет злые божества, большинство которых её потомки., они
Главнейшими вредоносными божествами считались
Кинасутунгуру - "обитающий в траве"
в образе змеи;
Хонпокикеуш - "тот, который роет ямы под горами"
вызывающий камнепады;
Иваоропене-рег - "тот, который разрушает горы"
в облике ночной птицы, услышав голос которой, человек умирает от ужаса.
Ивабо-соингарабе - "тот, который смотрит сквозь горы" (замышляя зло людям).
Цуриканда-камуй - "очень жестокий",
или Нупурикесунгуру - "существо, живущее у подножия гор"
в облике медведя-людоеда,
Иваесангуру ("тот, который спустился с гор").
в облике медведя-людоеда,
Иварасамбе - "тот, который спускается по траве, растущей на горных склонах"
черный размером с лису, с длинными ушами и двумя длинными зубами, торчащими из пасти.
В числе злых горных божеств известны:
Иваетистис - "тот, кто кричит в горах",
облик птицы,
Ивакосинпук - "горный оборотень", принимающий различные облики,
Ивахоину - "горная куница",
Ивасарауш - "тот, который имеет хвост из скальной травы",
Иваисепо - "горный заяц" (огромных размеров).
В некоторых случаях считалось, что сила, воплощенная в злом божестве, может быть направлена на врага человека (демона, разъяренного медведя и т. д.). Так при нападении медведя, призывали "подземную птицу" Тоипокунчири; диких животных - Тоикунраригуру и Тоикунраримат ("тот и та, которые отдыхают на земле").
Согласно воззрениям айнов, злые божества управляют также:
ветрами: Икаменашрера - юго-восточным (самым опасным),
Пикатато-поматнеп - западным,
Менашоккай-венъук - восточным,
Шумрера-венъук - южным,
Матнаувенъук - северным,
Мотенай - северо-восточным);
вихрями Тиукопоиерера / Венрера,
снегопадами Упасруям-бевепъук,
ливнями Апторуясибе-венъук,
штормами Руясибенитнеп.
Упомянутые божества не исчерпывают пантеон айнов.
Наиболее древними божествами, при помощи которых созданы огонь и первый человек, считались деревья. Некоторые, напр., ольха, вяз, в отличие от ивы, представлялись вредоносными.
Особыми божествами представлялись коропок-гуру - "существа, обитающие внизу", которые имеют образ карликов и живут в землянках. Считалось, что они жили на земле до появления первых айнов. Именно у них айнские женщины заимствовали обычай нанесения татуировки на лицо.
Библиография
Добротворский М. М., Айно-русский словарь, Казань, 1875;
Batchelor J., The Ainu of Japan, L., 1892;
его же. The Ainu and their folklore, L., 1901;
его же, в кн.: Encyclopaedia of religion and ethics, v. 1, Edinburgh, 1908, p. 239-52;
Groot G. J., The prehistory of Japan, Oxf.. 1951;
Сарвснна Гэндзо, Айну дэнсэцусю. Токио, 1971. "
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Айнов мифология, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 286 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 54 Словарь)]