Иллуянка: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 17: Строка 17:
 
*Иванов В. В. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Иванов В. В. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М., 1977, с. 52 — 53; Gaster Th. H., Thespis. Ritual, myth and drama in the ancient Near East, N. Y., [1950]; Laroche E., [рец. на] Otten H., Keilschrifturkunden aus Boghazkцi, H. 36, «Orientalistische Literaturzeitung», 1956, No 9/10; его же, Textes mythologiques hittites en transcription, pt. 1, «Revue hittite et asiatique», 1965, t. 23, fasc. 77
 
*Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М., 1977, с. 52 — 53; Gaster Th. H., Thespis. Ritual, myth and drama in the ancient Near East, N. Y., [1950]; Laroche E., [рец. на] Otten H., Keilschrifturkunden aus Boghazkцi, H. 36, «Orientalistische Literaturzeitung», 1956, No 9/10; его же, Textes mythologiques hittites en transcription, pt. 1, «Revue hittite et asiatique», 1965, t. 23, fasc. 77
[[Категория:Шумеро-аккадская мифология]]
+
[[Категория:Шумер]]

Версия 19:02, 1 июня 2023

Иллуянка — хетт. illuiyankas, множ. ч. elliankus — «змей, дракон»

В хеттской мифологии змей, похитивший сердце и глаза у бога грозы, победив его в поединке. Богу грозы удаётся отомстить И, благодаря тому, что он сам или богиня, его помощница, вступают в брак со смертным. Согласно варианту мифа, являющемуся, по-видимому, более древним, побеждённый бог грозы берёт в жёны дочь человека. Его сын от этого брака женится на дочери И. и, войдя в дом тестя, просит себе (по совету отца) сердце и глаза бога грозы. Когда сын возвращает их ему, бог грозы восстанавливает свой прежний облик и вновь вступает в бой с И. В битве он убивает змея и своего сына, который стоял рядом с И. и велел отцу не щадить его (инверсия универсального мотива Эдипа). В более позднем варианте мифа богу грозы удаётся взять верх над И. при помощи воинственной богини Инары, которая берёт себе в наложники смертного по имени Хупасияс. Богиня приглашает И. с детьми на пир. Там гости выпивают целый котёл хмельного напитка и поэтому не могут вернуться в своё логово. Тогда Хупасияс вяжет и убивает И. Миф об И. читался во время праздника пурулли хеттского священного города Нерик и, видимо, испытал влияние мифологии хатти (хотя сам термин «И.» может быть и индоевропейского происхождения). Миф об И. принадлежит к числу распространённых в Восточном Средиземноморье мифов о драконе-змее и его противнике — змееборце. Изображение мифа сохранилось на хетто-лувийском барельефе из Малатьи.

В хеттских текстах упоминается также «морской Иллуянка».

00-00-000-000.jpg

См. также:

Хеттская мифология


Литература

  • Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME
  • Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М., 1977, с. 52 — 53; Gaster Th. H., Thespis. Ritual, myth and drama in the ancient Near East, N. Y., [1950]; Laroche E., [рец. на] Otten H., Keilschrifturkunden aus Boghazkцi, H. 36, «Orientalistische Literaturzeitung», 1956, No 9/10; его же, Textes mythologiques hittites en transcription, pt. 1, «Revue hittite et asiatique», 1965, t. 23, fasc. 77