Сампо: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 26: Строка 26:
 
*Krohn K., Kalevalastudien, IV — Sampo, Hels., 1927 < MNME
 
*Krohn K., Kalevalastudien, IV — Sampo, Hels., 1927 < MNME
 
*Kuusi M., Sampo-eepos, Hels., 1949 < MNME
 
*Kuusi M., Sampo-eepos, Hels., 1949 < MNME
[[Категория:Финно-угорская мифология]]
+
[[Категория:Финно-угры]]

Версия 19:49, 1 июня 2023

Са́мпо

В финской и карельской мифологии источник изобилия, чудесная мельница. Согласно рунам, Сампо выковал Ильмаринен «из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки» в качестве свадебного выкупа (вена) за дочь хозяйки Похьёлы, к которой сватался кузнец (иногда за Вяйнямёйнена, который попал во власть хозяйки Похьёлы). Сампо намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Похищение Сампо из Похьёлы — центральный сюжет финского и карельского эпоса (ср. добывание культурных благ у хозяев иного мира в германо-скандинавской мифологии и др.):

  • Вяйнямёйнен отправляется в Похьёлу в сопровождении Ильмаринена, Еукахайнена и др., усыпляет её жителей и добывает Сампо из-под горы (из глубины в «девять саженей»).
  • Он увозит Сампо на лодке, но пробуждающаяся хозяйка Похьёлы настигает похитителей.
  • Во время борьбы Сампо разбивается, обломки тонут в море (потому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша).

По другому варианту, часть обломков прибивает к земле: они влияют на урожай.

Руны о Сампо исполнялись во время календарных праздников. По мнению У. Харва и других исследователей, представления о Сампо соотносятся с образом мирового столпа в финно-угорской мифологии.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Мельница

Ильмаринен
Похьёла
Вяйнямёйнен
Еукахайнен

Литература

  • Одноимённая статья в MNME
  • Krohn K., Kalevalastudien, IV — Sampo, Hels., 1927 < MNME
  • Kuusi M., Sampo-eepos, Hels., 1949 < MNME