Тай-Цзи, Дао: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 93: | Строка 93: | ||
Японский эквивалент ян и инь — томоё,— фигура, содержащая в себе тройную спираль. | Японский эквивалент ян и инь — томоё,— фигура, содержащая в себе тройную спираль. | ||
Тай-цзи | Тай-цзи | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Китай]] |
Текущая версия на 23:03, 1 июня 2023
≈ Конечный принцип / Тай-цзи, круг / Единства (монада) /
► Дао **, ** (Дао — дух, управляющий космическими изменениями … вечное становление, которое, подобно дракону — даосскому символу, — замыкается само на себя «истинный Дух Вселенной … вечный принцип, определяющий всякую жизнь и в то же время выходящий за ее рамки». Незыблемое начало, лежащее в основе всех изменений мира множественности. Состояния внутреннего равновесия можно достичь путем медитации и познания учения о жизни, изложенного в Книге Пути и Добродетели. Будучи по существу философией человеческой ответственности, Дао указывает человеку Путь (путь Неба, Звезд и Солнца, в своем непрестанном движении влияющих на Землю), принцип, который должен направлять его поведение, не давая ему нарушить порядок и движение мира,— ведь именно человек несет ответственность за Всеобщую гармонию)
неразрывное единство космоса и человека,
Высший Порядок.
Круг и спираль — один из древнейших декоративных мотивов Китая; вероятно, когда-то имел космологический смысл.
Принят неоконфуцианцами династии Сун для выражения основного понятия своей философии, излагаемой в «Книге перемен».
В Конечном принципе или Абсолюте (круг), инъ и ян смешиваются, взаимно порождая друг друга в вечном круговом движении. Когда ян доходит до апогея, он превращается в инъ … затем инъ растет и, достигнув своего максимума, превращается в ян. Ян содержит в себе элемент инъ, а инь скрывает в себе зародыш ян, что обеспечивает их взаимодействие.
Абстрактный принцип Единства лежит у истоков всего существования. Когда Единство приходит в движение, его дыхание производит мужское начало; когда останавливается — женское. Оба начала одухотворяет ки, дыхание природы, порождающее таким образом пять состояний изменения (стихий), которые образуют десять тысяч вещей, следуя незыблемым законам (ли) и подчиняясь математическим принципам, которые правят космосом (со).
Давно осознав, что в мужской психике присутствует более или менее выраженный женский элемент, а в женской психике — мужской, китайцы использовали разные оттенки в символике мужской и женской природы.
Зеленый Дракон (малый ян) и Белый Тигр (малый инъ) вместо Красной птицы (ян) и Темного воина (инъ) — не столь резко определенные понятия, нежели древние западные образы (небо и земля).
Идеограмма, Ам дуонг,— восточное выражение догмы об андрогинии, двойном начале универсальной Жизни и всех двойственных явлений.
Инь, женское начало, имеет отношение ко всему темному,
отрицательному,
холодному,
женскому,
существующему, потенциальному и природному
это ночь, мрак первобытного хаоса,
плодородие,
западные и северные регионы,
Земля-Мать,
сад,
спокойствие,
алхимическая коагуляция,
луна, воды,
серебро, жемчуг,
силы сжатия, конденсации и сокращения.
в организме плоть.
на индивидуальном уровне материнские чувства,
снисходительность и мудрость,
пассивность, мягкость, вежливость.
Ян, мужское начало, рождается из потенциальной возможности;
свет, возникающий во мраке,
реализуется и обретает сущность.
явления ян (положительные) движение,
лето и Солнце на востоке,
ясность, день,
южные регионы,
солнечная энергия,
дом,
золото и нефрит.
в алхимии раствор.
силы расширения, растворения и развития.
на индивидуальном уровне: отцовские чувства,
методичность, справедливость, суровость;
в теле человека: кости.
Чередование инь и ян управляет всеми изменениями в мире явлений, всеми ритмами — космическими, человеческими, физическими (времена года, биение сердца и т. д.), регулирует жизнь человека, животных и растений, психологические проявления (чередование радости и печали, рассеянности и концентрации).
Японский эквивалент ян и инь — томоё,— фигура, содержащая в себе тройную спираль.
Тай-цзи