Искандар: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Искандар, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 3433 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Искандар, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 3433 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иран]] |
Версия 15:27, 2 июня 2023
- Искандар — фарси
В иранской мифологии и эпосе образ великого полководца Александра Македонского (4 в. до н. э.). В «Бундахишне» Александр Македонский — дерзкий завоеватель, узурпатор, уничтоживший святыню иранцев «Авесту»: «во время правления Дара, сына Дара (Дария Кодомана), кесарь Александр примчался из Рума и пришёл в Эран-шахр. Он убил царя Дара, разгромил всех правителей, жрецов и достойных людей Эраншахра. Он потушил много огней. Занд маздаяснийской веры он захватил, послал в Рум, „Авесту“ сжёг и Эраншахр разделил на 90 мелких владений». См. рис.
Позже, с распространением ислама и превращением его в господствующую религию, легенды иранских народов превратили Александра Македонского в идеализированный персонаж. Классическая литература на фарси (Фирдоуси, Низами, Джами и др.) изображает его справедливым шахом иранской крови.
В «Шахнаме» Фирдоуси И. рождён иранской матерью царственного рода, как законный престолонаследник, он приходит в Иран и побеждает царствующего Дара, сына Дараба. Вельможи Дара сами убивают своего погрязшего в грехах царя. Устанавливается 14-летнее царствование последнего Кейянида И. (см. Кейяниды). Приводится ряд сказочных эпизодов с И., напоминающих эпизоды популярного в древности романа Псевдо-Каллисфена об Александре Македонском, — походы в Индию, поиски живой воды, построение вала против диких народов — Иаджудж и Маджудж.
С И. связаны сюжеты социальной утопии (счастливое царство на земле), обработанные Фирдоуси в «Шахнаме», Низами в «Искандарнаме» (12 в.), Джами (15 в.) в поэме «Хирадномаи Искандари». Фирдоуси описывает поход И. в страну брахманов — Индию, где И. вступает в беседу с брахманами и они излагают ему идеи справедливости и равенства людей. Низами даёт картину «счастливой страны свободы и равенства на Севере». И. эту страну посещает.
И. С. Брагинский
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Искандар, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 3433 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]