Гуштасп: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Брагинский И. С. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Брагинский И. С. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иран]] |
Версия 15:52, 2 июня 2023
В иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран. Виштасп. Согласно «Шахрихаин Эран», религиозному произведению на среднеиранском языке, Виштасп повелел Зардушту — Заратуштре записать «Авесту» (1200 глав) специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить её в «сокровищницу (храм) огня». В «Денкарте» упомянута десятая, не дошедшая до нас книга «Авесты» «Виштасп-Наск», посвящённая борьбе Виштаспа с царём хионитов Арджаспом, противником зороастризма (о победе Виштаспа над ним повествует поэма на среднеиранском языке «Йадгар Зареран», см. в ст. Арджасп). Согласно «Шахнаме», Гуштасп — сын иранского царя Лухраспа. Отец не желает уступить ему трон, и Гуштасп отправляется в Рум (Византию), где в него влюбляется дочь кесаря Китаюн (сначала увидевшая Гуштаспа во сне). Кесарь отрекается от дочери, и влюблённые скрываются от его гнева у одного из румийских вельмож. Однако Гуштасп своими подвигами (убийством чудовищного волка и др.) добивается расположения кесаря и тот отдаёт ему в жёны трёх своих дочерей, в том числе и Китаюн. После победы Гуштаспа над противником Рума хазарским царём Ильясом кесарь замышляет с помощью Гуштаспа завладеть Ираном, но Лухрасп добровольно уступает престол Гуштаспу. Став царём, Гуштасп начинает опасаться притязаний на трон со стороны своего сына Исфандияра и коварно губит его. |
См. также:
|
Литература
- Брагинский И. С. Одноимённая статья в MNME