Батрадз: различия между версиями
м (Замена текста — «Категория:Кавказско-иберийская мифология» на «Категория:Кавказ») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 10: | Строка 10: | ||
Батрадзу близки адыгский Батраз, абхазский Цвицв, чечено-ингушский Хамчий Патараз. | Батрадзу близки адыгский Батраз, абхазский Цвицв, чечено-ингушский Хамчий Патараз. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 02:47, 3 июня 2023
Герой осетинского нартского эпоса, сын Хамыца, родился из его спины, выскочив оттуда раскалённый, как огонь. Сатана закидывает Батрадза в море, и первые годы детства он проводит в доме владыки водного царства Донбеттыра, затем поселяется среди нартов. Сатана заменяет ему мать. Чтобы стать непобедимым, Батрадз закаляет себя в горниле небесного кузнеца Курдалагона. Живя большей частью на небе, Батрадз по зову нартов молнией спускается на землю и совершает подвиги. Как бог грозы Батрадз борется с христианскими божествами, в том числе с Уациллой. В образе Батрадза наиболее ярко отражена борьба христианской религии с языческой и торжество первой. Гибель Батрадза, как и всех нартов, в этой борьбе означает поражение языческих воззрений, происшедшее у аланов в VI—XI вв. Имя Батрадза — монгольского происхождения, однако в посвящённом ему цикле, формировавшегося в течение многих веков, отражены, наряду с некоторыми монгольскими чертами, отголоски скифских мифологических воззрений, известных по описанию Геродота. Батрадзу близки адыгский Батраз, абхазский Цвицв, чечено-ингушский Хамчий Патараз. |
См. также:
|
Литература
- Калоев Б. А. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии