Дивана: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 24: Строка 24:
  
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 21:01, 3 июня 2023

< тадж.-перс. девона — «одержимый дэвом»

В мифологии:

туркмен и татар — дивана́
таджиков и узбеков — девона́
азербайджанцев — дивана́
башкир — диуана́
киргизов — дубана́, дувана́б, думана́
казахов — дуана́
каракалпаков — дийуана́

Юродивый, считающийся святым (суфием). Термин «дивана», по-видимому, возник тогда, когда дэвы ещё не считались злыми духами. Известия средневековых китайских источников позволяют предположить, что вплоть до раннего средневековья дивана называли шаманов. От доисламской мифологии дивана воспринял в мифах и эпосе функции чудесного помощника героя (в архаических вариантах мифов эта роль принадлежала, очевидно, духу-покровителю). Прорицатель и кудесник, дивана:

  • способствует рождению детей — напр., богатыря Алпамыша),
  • скрепляет браки,
  • устраняет трудности, стоящие на пути героя.

Обычно он безымянен, но иногда дивана называются и известные святые (как реальные исторические лица, например основатель ордена накшбандийя Бахаведдин, так и мифические, например чильтаны, Буркут-баба). Важное место дивана в мифологии отражает роль дервишей в жизни населения.

00-00-000-000.jpg

См. также:


Юродивый
Дэвы
Алпамыш
Дервиш
Чильтан
Буркут-баба

Накшбанди

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. 1, М.- Л., 1950, с. 197-98 < MNME
  • Абрамзон С. М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи, Л., 1971, с. 313 < MNME
  • Баялиева т.д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Pр., 1972, с. 121 < MNME