Кириметь: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 10: Строка 10:
  
 
Некоторые киримети генетически связаны с мусульманским культом святых (напр., Валем-худжа).
 
Некоторые киримети генетически связаны с мусульманским культом святых (напр., Валем-худжа).
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 20:34, 4 июня 2023

Киреме́ть
< араб. карамат — «чудо»
< древнее названия духа (божества) народов Евразии[1]

В мифологии чувашей название категории духов, в которых превращались души почитаемых людей (в частности, предков, колдунов), а также название святилища, связанного с поклонением им. Считалось, что киримети оказывают помощь и спасают от беды, но могут также принести несчастье. Некоторые из них считались враждебными духами, и их умилостивляли жертвоприношениями.

Ряд Кириметей (Валем-худжа, Вылари ырасем и др.) был широко известен чувашам, но большинство их почиталось лишь населением округи или даже одной деревни. Практически у каждой деревни имелись свои киримети.

Некоторые киримети генетически связаны с мусульманским культом святых (напр., Валем-худжа).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология

Валем-худжа

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Сбоев В., Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях, M., 1865 < MNME
  • Денисов П. В., Религиозные верования чуваш, Чебоксары, 1959, с 63-71, 76 < MNME

Примечания и комментарии

  1. Сохранившегося у некоторых народов в разных вариантах: «кцрмцс» (низшие духи) у алтайцев, «кярмяш» — дух-покровитель дома у телеутов и т. д.