Насу: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 10: Строка 10:
  
 
Можно предполагать ближневосточное происхождение образа Насу не позже середины II-го тыс. до н. э.
 
Можно предполагать ближневосточное происхождение образа Насу не позже середины II-го тыс. до н. э.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 01:40, 5 июня 2023

На́су — авест. — «труп»

В иранской мифологии демон смерти.

Представлялся в облике отвратительной трупной мухи, «прилетающей с севера» вскоре после смерти человека, исповедующего зороастризм, чтобы завладеть его душой и осквернить тело[1]. Родственники умершего должны противодействовать Насу, распевая священные тексты и произнося вслух имена Амеша Спента. Наиболее действенным средством против Насу считался взгляд «жёлтой четырёхглазой [с пятнами над глазами] собаки», священного животного у последователей маздаясны[2].

Высказывается мнение о наличии индоевропейских параллелей образу Насу в греческой и римской традициях[3]. В виде мухи иногда изображался Эврином, греческий демон физического разложения и гниения. Соответствия «Видевдату» обнаруживают в текстах из Лациума с описаниями посмертного ритуального очищения.

Можно предполагать ближневосточное происхождение образа Насу не позже середины II-го тыс. до н. э.

00-00-000-000.jpg

См. также:


Амеша Спента
Эврином

Муха
Собака

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Л. А. Лелеков

Примечания и комментарии

  1. «Видевдат» 7, 2; 8, 71
  2. «Видевдат» 8, 16-18
  3. Ср. греч. nrxus — «труп», «мёртвый»; лат. nex — «казнь», «насильственная смерть»