Самбарис: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | [[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
__TOC__ | __TOC__ |
Текущая версия на 14:48, 5 июня 2023
Литовское божество плодородия. Литовский автор Бродовский в нач. XVIII в. сообщает, что ежегодно на пасху Самбарису подносят на белом платке три горсти семян и три куска от каждого блюда; еда пожирается собаками, а семена разбрасываются на землю. Важный элемент ритуала — варение пива, которое связано с образом Самбариса (ср. его название Alus Samberinnis — «пиво Самбариса»). Другой автор XVIII в. Руиг указывает две ипостаси этого божества:
Иногда высказывается мнение, что сближение Руигом имени Самбариса с названием земли (литов. zeme) вторично. Действительно, название «Самбарис» происходит от названия крестьянского праздника по окончании уборки урожая, о котором подробно пишет М. Преториус в XVIII в. (Sambarios, Saborios)[1]. Тем не менее мотив связи Самбариса с землёй весьма правдоподобен: пиво должно было соотноситься с божеством ферментации, связи которого с землёй несомненны (ср. Раугупатис, Раугуземепатис). Таким образом, возможна реконструкция, согласно которой Самбарис сначала обозначал определённый ритуал, а позже был персонифицирован. |
|
Литература
- Топоров В. Н., Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии
- ↑ Другое название праздника — «трижды девять», так как от каждого злака берут девять горстей, каждую из которых делят на три части, после чего 27 раз бросают зёрна в общую кучу.