У юэ: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:00-03-323-000.jpg|250px|thumb|right|Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева | + | [[Изображение:00-03-323-000.jpg|250px|thumb|right|Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева]] [[Изображение:00-03-324-000.jpg|250px|thumb|right|Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина]] [[Изображение:00-03-346-000.jpg|250px|thumb|right|Великий государь срединного пика - Чжунъюэ дади. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина]] |
:«пять пиков», «пять гор» | :«пять пиков», «пять гор» | ||
В китайской мифологии пять священных гор: | В китайской мифологии пять священных гор: | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Б. Л. Рифтин | Б. Л. Рифтин | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Одноимённая статья в [[MNME]] | *Одноимённая статья в [[MNME]] |
Текущая версия на 15:35, 5 июня 2023
- «пять пиков», «пять гор»
В китайской мифологии пять священных гор:
- Дунъюэ («Восточный пик») — гора Тайшань (провинция Шаньдун),
- Бэйюэ («Северный пик») — гора Хэншань (провинция Шаньси),
- Чжунъюэ («Срединный пик») (см. рис.) — гора Суншань (провинция Хэнань),
- Наньюэ («Южный пик») — гора Хэншань (провинция Хунань),
- Сиюэ («Западный пик») — гора Хуашань (провинция Шэньси).
При династии Тан гора Хэншань была заменена в этом перечне на гору Хошань (провинция Аньхой). С тех пор Хошань иногда называется Хэншань или Наньюэ. Культ У ю. возник в Китае в глубокой древности. В «Чжоу ли» («Чжоуская книга обрядов», 4 в. до н. э.) и в «Ли цзи» («Книга обрядов», 4-1 вв. до н. э.) говорится, что жертвоприношения У ю. совершал сам государь. В период средневековья основной из У ю. считалась гора Тайшань. С раннего средневековья культ У ю. вошёл в систему религиозного даосизма, позднее они стали священными и для китайских буддистов, включивших их в систему девяти священных гор. Практически, однако, гора Хуашань осталась чисто даосским святилищем. В даосской традиции известно, что божество восточного пика ведало судьбами людей, западного — всеми металлами, их плавкой, а также пернатыми; срединного — болотами, протоками, арыками на земле, а также деревьями; северного — реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми; южного — полями на земле, звёздами на небе, а также рыбами и драконами.
С 11 в. божества У ю. носят титулы шэн-ди («святые государи»), иногда дади («великие государи»). В некоторых средневековых сочинениях имеют личные имена. Владыка восточного пика именуется там Юань Чан-лун, южного — Дань Лин-чжи, западного — Хао Юй-шоу, северного — Дэн Вэй-тин и центрального — Шоу И-цюнь. Божества У ю. изображаются и в фантастической эпопее 16 в. «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»). В поздней народной традиции духи У ю. ассоциировались также с вэнь-шэнь.
Б. Л. Рифтин
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии