У юэ: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:00-03-323-000.jpg|250px|thumb|right|Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева|ссылка=Special:FilePath/00-03-323-000.jpg]][[Изображение:00-03-324-000.jpg|250px|thumb|right|Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина|ссылка=Special:FilePath/00-03-324-000.jpg]][[Изображение:00-03-346-000.jpg|250px|thumb|right|Великий государь срединного пика - Чжунъюэ дади. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина|ссылка=Special:FilePath/00-03-346-000.jpg]]
+
[[Изображение:00-03-323-000.jpg|250px|thumb|right|Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева]] [[Изображение:00-03-324-000.jpg|250px|thumb|right|Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина]] [[Изображение:00-03-346-000.jpg|250px|thumb|right|Великий государь срединного пика - Чжунъюэ дади. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина]]  
 
:«пять пиков», «пять гор»
 
:«пять пиков», «пять гор»
 
В китайской мифологии пять священных гор:
 
В китайской мифологии пять священных гор:
Строка 12: Строка 12:
  
 
Б. Л. Рифтин
 
Б. Л. Рифтин
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе́
 
Основные значения:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]

Текущая версия на 15:35, 5 июня 2023

Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева
Дунъюэ дади - государь горы Тайшань. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина
Великий государь срединного пика - Чжунъюэ дади. Гравюра из книги "Иллюстрированные записки о поисках духов(трёх религий)". Москва, Библиотека им. В. И. Ленина
«пять пиков», «пять гор»

В китайской мифологии пять священных гор:

  • Дунъюэ («Восточный пик») — гора Тайшань (провинция Шаньдун),
  • Бэйюэ («Северный пик») — гора Хэншань (провинция Шаньси),
  • Чжунъюэ («Срединный пик») (см. рис.) — гора Суншань (провинция Хэнань),
  • Наньюэ («Южный пик») — гора Хэншань (провинция Хунань),
  • Сиюэ («Западный пик») — гора Хуашань (провинция Шэньси).

При династии Тан гора Хэншань была заменена в этом перечне на гору Хошань (провинция Аньхой). С тех пор Хошань иногда называется Хэншань или Наньюэ. Культ У ю. возник в Китае в глубокой древности. В «Чжоу ли» («Чжоуская книга обрядов», 4 в. до н. э.) и в «Ли цзи» («Книга обрядов», 4-1 вв. до н. э.) говорится, что жертвоприношения У ю. совершал сам государь. В период средневековья основной из У ю. считалась гора Тайшань. С раннего средневековья культ У ю. вошёл в систему религиозного даосизма, позднее они стали священными и для китайских буддистов, включивших их в систему девяти священных гор. Практически, однако, гора Хуашань осталась чисто даосским святилищем. В даосской традиции известно, что божество восточного пика ведало судьбами людей, западного — всеми металлами, их плавкой, а также пернатыми; срединного — болотами, протоками, арыками на земле, а также деревьями; северного — реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми; южного — полями на земле, звёздами на небе, а также рыбами и драконами.

С 11 в. божества У ю. носят титулы шэн-ди («святые государи»), иногда дади («великие государи»). В некоторых средневековых сочинениях имеют личные имена. Владыка восточного пика именуется там Юань Чан-лун, южного — Дань Лин-чжи, западного — Хао Юй-шоу, северного — Дэн Вэй-тин и центрального — Шоу И-цюнь. Божества У ю. изображаются и в фантастической эпопее 16 в. «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»). В поздней народной традиции духи У ю. ассоциировались также с вэнь-шэнь.

Б. Л. Рифтин

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии