Царь: различия между версиями
(а) |
м |
||
| Строка 15: | Строка 15: | ||
В историзирующих мифологиях или в мифологизирующей истории мифы о царе слагались, согласно Эвгемеру, из преданий о реальных правителях. Такова легендарная история римских царей: Ромула, ставшего богом Квирином, Нумы — культурного героя, Сервия — царя-раба. Однако в применении к другим, например к китайской, мифологиям эвгемеризация означает превращение древнего мифа в псевдоисторическую традицию. В истории древних правителей Хуан-ди, Яо, Шуня и др. просматриваются реликты архаических мифов о тотемных персонажах и обожествлённых первопредках. При столкновении разнородных традиций (в результате завоевания, смены язычества христианством и т. п.) божества традиции-субстрата превращаются в царей древности. Так, в скандинавской скальдической поэзии и таких раннеисторических сочинениях, как «Сага об Инглингах», языческие боги представляются норвежскими и шведскими конунгами далёкого прошлого. | В историзирующих мифологиях или в мифологизирующей истории мифы о царе слагались, согласно Эвгемеру, из преданий о реальных правителях. Такова легендарная история римских царей: Ромула, ставшего богом Квирином, Нумы — культурного героя, Сервия — царя-раба. Однако в применении к другим, например к китайской, мифологиям эвгемеризация означает превращение древнего мифа в псевдоисторическую традицию. В истории древних правителей Хуан-ди, Яо, Шуня и др. просматриваются реликты архаических мифов о тотемных персонажах и обожествлённых первопредках. При столкновении разнородных традиций (в результате завоевания, смены язычества христианством и т. п.) божества традиции-субстрата превращаются в царей древности. Так, в скандинавской скальдической поэзии и таких раннеисторических сочинениях, как «Сага об Инглингах», языческие боги представляются норвежскими и шведскими конунгами далёкого прошлого. | ||
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>=== | ===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>=== | ||
| − | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] См. также: |
:[[Человек]] | :[[Человек]] | ||
---- | ---- | ||
Текущая версия на 15:36, 5 июня 2023
Египет
Для египтян царь был точкой кристаллизации всего сущего. Он был дверью между этим миром и потусторонним миром, так как он нес в себе оба бытия; он был и человек, и бог. «Тексты Пирамид» (1037) говорят о царе, что «ни один член (его тела) не свободен от бога». Это означает, что царь объединяет в себе всю божественную власть. Голова соответствует Гору-соколу, лицо — «открывателю пути», нос — Тоту, бедра — богине лягушек; даже ягодицы находят свое соответствие в богинях Изида и Нефтида, вместо которых уже во времена пирамид выступают дневная и ночная ладьи.
Как сын бога Ра, царь был «живым образом на земле» бога Солнца. Через культовый «ход вокруг стены» он владел символически своим государством. Вместе с плетью и крюком, знаками земного правителя, он носит часто относящийся к богам скипетр уас, а его голова украшалась уреем, то есть огненным глазом бога Солнца Ра. К царскому наряду относится хвост животного; в нем видят прежде всего несущий чары охоты хвост собаки; египтяне толковали его как хвост быка, так как их царь считался «сильным быком».
Более подробное изложение царской символики см. на с. 17-18.
Литература
- Брагинская H. В. Одноимённая статья в MNME
- Антес Р., Мифология в Древнем Египте, в кн.: Мифологии Древнего мира, пер. с англ:, М., 1977 < MNME
- Мацокин Н. П., Мифические императоры Китая и тотемизм, в кн.: Сборник статей профессоров и студентов, приуроченный к XVIII годовщине основания Восточного института, Владивосток, 1917 < MNME
- Мелетинский E. M., Поэтика мифа, М., 1976; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946 < MNME
- Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы, Л., 1936 < MNME
- Bernhardt К.-Н., Kult und Kцnig im Altertum der vorderen Orients, «Das Altertum», 1959, Bd 5, H. 2 < MNME
- Bloch M., Les rois thaumaturges, Strabburg — P., 1924 < MNME
- Cook А. В., Zeus, v. 1-3, Camb., 1914-40; Evans-Pritchard E., The divine kingship of the Shilluk of the Nilotic Sudan. (Frazer Lecture 1948), Camb., 1948 < MNME
- Frankfort H., Kingship and the Gods, Chi., 1958 < MNME
- Frazer J. G., The golden bough, 3 ed., v. 1-12, L., 1920-23 < MNME
- Fontenrose J., The ritual theory of myth, Berk, — Los Angeles, 1966 < MNME
- Fraine J. de, Laspect religieux de la royautй israйlite. Linstitution monarchique dans IAncien Testament et dans les textes mйsopotamiens, Roma, 1954 < MNME
- Frobenius L., Erythrдa. Lдnder und Zeiten des heiligen Kцnigsmordes, B. — Z., 1931 < MNME
- Gates J., Model emperors of the golden age in Chinese lore, «Journal of American Oriental Society», 1936, v. 56, No 1 < MNME
- Christensen A. E., Les types du premier homme et du premier roi dans lhistoire lйgendaire des Iraniens, v. 1-2, Stockh., 1917-34 (Archives dйtudes orientales, v. 14) < MNME
- Hocart A. M., Kingship, L., 1927 < MNME
- The Labyrinth, ed. S. H. Hooke, L., 1935 < MNME
- Kornemann Е., Zur Geschichte der antiken Herrscherkulte, в кн.: Beitrage zur alten Geschichte, Bd 1, Lpz., 1902 < MNME
- Kьmmel H. M., Ersatzrituale fьr den hethitischen Kцnig, Wiesbaden, 1967 (Studien zu den Bogazkцy-Texten, H. 3); Lattey C., Ancient king-worship, L., [1909] < MNME
- Levy G. R., The sword from the rock. An investigation into origins of epic literature, and the development of the hero, N. Y., [1954] < MNME
- Murray M., The divine king of England, L., 1954 < MNME
- LOrange H. P., Studies on the iconography of cosmic kingship in the ancient world, Oslo, 1953 < MNME
- Cerfaux L., Tondriau J., Le culte des souverains dans la civilisation greco-romaine, Tournai, 1957 < MNME
- La regalitа sacra, Leiden, 1959 < MNME
- Schmidt W., Kцnigtum Gottes in Ugarit und Israel. Zur Herkunft der Kцnigsprдdikation Jahwes, В., 1961 < MNME
- Wales H. D. Q., The Mountain of God. A study in early religion and kingship, L., 1953 < MNME
- Widengren G., Sakrales Kцnigtum in Alten Testament und im Judentum, Stuttg., 1955 < MNME
Иллюстрации
- Псусеннес I, 1040—990 гг. до н. э., 21-я династия
Примечания и комментарии