Агарь: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
Строка 25: Строка 25:
  
 
От этого союза родился сын Измаил. Однако отношения между Саррой (которая планировала стать "официальной" матерью этого ребенка) и Агарью категорически не складывались. Когда, через 13 лет после рождения первого сына, у 100-летнего Авраама и 90-летней Сарры родился сын Исаак, Сарра уговорила мужа навсегда выгнать Измаила и Агарь из дома.
 
От этого союза родился сын Измаил. Однако отношения между Саррой (которая планировала стать "официальной" матерью этого ребенка) и Агарью категорически не складывались. Когда, через 13 лет после рождения первого сына, у 100-летнего Авраама и 90-летней Сарры родился сын Исаак, Сарра уговорила мужа навсегда выгнать Измаила и Агарь из дома.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-02-654-000.jpg|200px|Клод Лоррен. Изгнание Агари. 1668 г.|ссылка=Special:FilePath/00-02-654-000.jpg]] [[Файл:00-02-655-000.jpg|200px|Карел Дюжарден. Агарь и Исмаил в пустыне. Ок. 1662 г.|ссылка=Special:FilePath/00-02-655-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-02-654-000.jpg|200px|Клод Лоррен. Изгнание Агари. 1668 г.]] [[Файл:00-02-655-000.jpg|200px|Карел Дюжарден. Агарь и Исмаил в пустыне. Ок. 1662 г.]]  
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 15:46, 5 июня 2023

Агарь — евр. hagar
ср. этнич. наим. араб. номадов — hagerim, «агаряне»
глагол hagar — «отвращаться», «откочевывать», «бежать» > араб. higra — «бегство»

Египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама.

Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем[1], сама предлагает, чтобы ее муж «вошел» к Агари, с намерением усыновить зачатое дитя[2]. Во время беременности между Агарью и госпожой начинаются конфликты, и Агарь бежит (ср. этимологию ее имени) в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая рождение воинственного сын Измаила[3].

После рождения у Сарры и Авраама Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая рознь, осложненная правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака, вспыхивает с новой силой[4]. Агарь с Измаилом вынуждена уйти в изгнание, предвосхищая удел номадов. Однако бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает Агари на колодец и спасает от смерти её с сыном[5].

Позднейшие легенды разукрасили этот сюжет, сделав из Агари дочь фараона, преувеличивая (соответственно позднейшим религиозным идеалам) то святость Агари, то ее неискренность в вере, изобретая колоритные подробности ее ссор с Саррой[6].

Изгнание Агари — частая тема европейской живописи XVI—XVIII вв.:

  • Гверчино;
  • П. П. Рубенс;
  • Рембрандт;
  • К. Лоррен.

И сказал Бог Аврааму: "Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.".

Однако время шло, а брак Авраама и Сарры так и оставался бесплодным. Потеряв всякую надежду родить самой, Сарра отдала свою служанку Агарь в наложницы Аврааму, чтобы он мог иметь потомство.

Adriaen van der Werff "Sarah Presenting Hagar to Abraham", 1699

От этого союза родился сын Измаил. Однако отношения между Саррой (которая планировала стать "официальной" матерью этого ребенка) и Агарью категорически не складывались. Когда, через 13 лет после рождения первого сына, у 100-летнего Авраама и 90-летней Сарры родился сын Исаак, Сарра уговорила мужа навсегда выгнать Измаила и Агарь из дома.

Клод Лоррен. Изгнание Агари. 1668 г. Карел Дюжарден. Агарь и Исмаил в пустыне. Ок. 1662 г.

См. также:

Иудаистическая мифология

Авраам
Сарра
Измаил
Исаак

Литература

  • Аверинцев С. С. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. Известен из северомесопотамских документов середины II-го тыс. до н. э.; ср. также поведение Рахили и Лии, Быт. 30
  2. Быт. 16, 2
  3. Быт. 16, 4-16
  4. Быт. 21, 9-10
  5. Быт. 21, 15-19
  6. Талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 45; 53