Агнец: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
м
Строка 15: Строка 15:
 
|}
 
|}
  
[[Файл:00-03-605-000.jpg|200px| Добрый пастырь|ссылка=Special:FilePath/00-03-605-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-605-000.jpg|200px| Добрый пастырь]] [[00-03-605-000.jpg]]
[[Файл:00-00-269-000.jpg|200px| Агнец Божий с нимбом и крестом как символ жервенной смерти Христа|ссылка=Special:FilePath/00-00-269-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-269-000.jpg|200px| Агнец Божий с нимбом и крестом как символ жервенной смерти Христа]] [[00-00-269-000.jpg]]
[[Файл:00-00-273-000.jpg|200px| Изображений Агнца Божьего на ключе Клюнийского аббатства|ссылка=Special:FilePath/00-00-273-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-273-000.jpg|200px| Изображений Агнца Божьего на ключе Клюнийского аббатства]] [[00-00-273-000.jpg]]
[[Файл:00-00-272-000.jpg|200px| Агнец Божий с хоругвью Воскресения на гербовидной композиции|ссылка=Special:FilePath/00-00-272-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-272-000.jpg|200px| Агнец Божий с хоругвью Воскресения на гербовидной композиции]] [[00-00-272-000.jpg]]
[[Файл:00-00-113-000.jpg|200px| Английский мастер. Христос «Апокалипсиса». ок. 1220 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-113-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-113-000.jpg|200px| Английский мастер. Христос «Апокалипсиса». ок. 1220 г.]] [[00-00-113-000.jpg]]
[[Файл:00-00-562-001.jpg|200px| Боутс Дирк. Алтарь «Жемчужина Брабанта», левая створка внутри: Иоанн Креститель. ок. 1467/68 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-562-001.jpg]]
+
[[Файл:00-00-562-001.jpg|200px| Боутс Дирк. Алтарь «Жемчужина Брабанта», левая створка внутри: Иоанн Креститель. ок. 1467/68 г.]] [[00-00-562-001.jpg]]
[[Файл:00-00-032-000.jpg|200px| Добрый пастырь. Раннехристианский рельеф в катакомбах|ссылка=Special:FilePath/00-00-032-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-032-000.jpg|200px| Добрый пастырь. Раннехристианский рельеф в катакомбах]] [[00-00-032-000.jpg]]
[[Файл:00-00-031-000.jpg|200px| Иисус — добрый пастырь. Австрийский крестьянский календарь, 1911 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-031-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-031-000.jpg|200px| Иисус — добрый пастырь. Австрийский крестьянский календарь, 1911 г.]] [[00-00-031-000.jpg]]
[[Файл:00-00-029-000.jpg|200px| Поклоняющийся с ягнёнком. Мари (Месопотами), ок. 1750 г. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-00-029-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-029-000.jpg|200px| Поклоняющийся с ягнёнком. Мари (Месопотами), ок. 1750 г. до н. э.]] [[00-00-029-000.jpg]]
[[Файл:00-00-643-000.jpg|200px| Варфоломея Мастер алтаря Св.; Алтарь Распятия, левая створка: Св. Иоанн Креститель и Св. Цецилия|ссылка=Special:FilePath/00-00-643-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-643-000.jpg|200px| Варфоломея Мастер алтаря Св.; Алтарь Распятия, левая створка: Св. Иоанн Креститель и Св. Цецилия]] [[00-00-643-000.jpg]]
[[Файл:00-00-228-000.jpg|200px| Берингариус. Поклонение агнцу. ок. 870|ссылка=Special:FilePath/00-00-228-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-228-000.jpg|200px| Берингариус. Поклонение агнцу. ок. 870]] [[00-00-228-000.jpg]]
[[Файл:00-04-522-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-04-522-000.jpg]]
+
[[Файл:00-04-522-000.jpg|200px| ]] [[00-04-522-000.jpg]]
  
 
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"

Версия 15:47, 5 июня 2023

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:

Животные


Добрый пастырь 00-03-605-000.jpg Агнец Божий с нимбом и крестом как символ жервенной смерти Христа 00-00-269-000.jpg Изображений Агнца Божьего на ключе Клюнийского аббатства 00-00-273-000.jpg Агнец Божий с хоругвью Воскресения на гербовидной композиции 00-00-272-000.jpg Английский мастер. Христос «Апокалипсиса». ок. 1220 г. 00-00-113-000.jpg Боутс Дирк. Алтарь «Жемчужина Брабанта», левая створка внутри: Иоанн Креститель. ок. 1467/68 г. 00-00-562-001.jpg Добрый пастырь. Раннехристианский рельеф в катакомбах 00-00-032-000.jpg Иисус — добрый пастырь. Австрийский крестьянский календарь, 1911 г. 00-00-031-000.jpg Поклоняющийся с ягнёнком. Мари (Месопотами), ок. 1750 г. до н. э. 00-00-029-000.jpg Варфоломея Мастер алтаря Св.; Алтарь Распятия, левая створка: Св. Иоанн Креститель и Св. Цецилия 00-00-643-000.jpg Берингариус. Поклонение агнцу. ок. 870 00-00-228-000.jpg 00-04-522-000.jpg 00-04-522-000.jpg

́

Прообразом жертвы Христа считается Жертвоприношение Авраама.

Христа иногда изображают в виде жертвенного агнца.

Более распространенное его изображение с ягненком на руках — символ защиты.

Агнец в католических странах — невинность, непорочность, кротость, доброта. Служит олицетворением Христа. [shes]

Пасхальный агнец — символ символ Христа, изображение которого широко тиражировалось в самом разном материале от металла до воска. С XIV в. иражения агнца получили папское благословение в качестве пасхального символа. Использовались также в качестве амулета.

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



•индиф. •конкр.

фр. Agneau; нем. Lamm; англ. lamb

« лат. agnus — ягнёнок и греч. agnoz — чистый.

Козлёнок или ягнёнок, предназначаемый еврейским законом в пасхальную жертву [Исх. XII,5].

²

Гермес (Меркурий) иногда изображался несущим ягненка (Криофорос) и считался богом пастухов и защитник стад.

Библейская символика агнца исходит из книги Еноха [32] где он указывает на чистоту, невинность, кротость, а т.ж. неблагоугодное жертво-приношение. Уподобление агнцу Христа [Ис. LIII,7 и Иоан. I,29 — 36] указывает на „Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость“, что переносится и на самого агнца как символ Христа; в особенности же как знак „великой, умилостивительной жертвы за грехи всего рода человеческого“[БЭ с.22].

Кроме того агнец(цы) или овца(цы) используются для обозначения членов Церкви, верующих, Апостолов и т. п.

В христианской символике агнец обозначает собою:

а). — ветхозаветную жертву, прообразовавшую Христа;

б). — самого Иисуса Христа

Как аллегория любой чистой мысли или справедливого человека.

Пинедо указывает на взамосвязь и взаимообращаемость символических значений агнца и льва. Это косьвенно подтверждается эпиграфом вокруг тимпана с изабражением Агнца Божия в одной из армянских церквей: „Mors ego sum mortis. Voco Agnus, sum Leo fortis.“ (Я смертный из смертных. Меня нарекли ягненком, я — сильный лев.»


[Купер] Символ нежности, юной невинности, кротости, чистоты и незапятнанности.

А символизирует неофита и мистическое возрождение.

Со львом — рай.

В китае — символ сыновней добродетели

Хрис-во (широкое использование) — распятие Христа, Агнца Божьего, «жертву без изъяна.» Олицетворение страдающего и ликующего Христа, жертву и воскресение. Христос с ягненком на плечах — Добрый пастырь, пекущийся о пастве: или спасшия заблудшего ягненка (грешника).

А. с крестом — распятие, а с флагом или вымпелом — воскресение. А. Апокалипсиса — атрибут книга с семью печатями и олицетворяет Христа как Судию Второго Пришествия; если изображен с семью рогами и глазами — это символизирует семь даров Святого Духа. А. на холме с(из) которого истекают четыре реки (ручья): холм — Церковь, ручьи — Реки Рая и(или) четыре Евангелия. С овцами (12) — Христос с учениками. Иоанн Креститель с А. — олицетворяет предтечу указующего на пришествие Христа. По словам Кирилла Александрийского а. и голубка символизируют тело и душу Христа, его человеческую и божественную природу.

Эмблема святых Агнессы, Екатерины, Климента, Женевьевы, Иоанна Крестителя, Регины.

В иудаизме Непорочный Агнец — символ грядущего Мессии.


Алло в «Происхождении символов» Париж 1958, выводит его этимологию из гр. agnos- неведомое, непостижимое. Многи современные исследователи сближают agnus и agni — огонь и лингвистичиски, и символически как грани манифестацию жертвенности — символа периодического обновления мира.

В ‘СЭ’ агнец, или овца упоминается как ‘знак кротости, девства, непорочностию’. Изображен в эмблеме ‘Агнец возле слона’ соотносимой с девизами:

рус. «Великие уступают место покорным и смиренно- мудрым»,

лат. «Mansuetis grandia cedut»,

фр. «Les plus йlйves cйdent aux humble»,

нем. «Die GrцЯten weichen den Demьtigen»,

англ."The greatest yield to the humble".{c.176}

и в эмблеме ‘Агнец, на солнце смотрящий’ соотносимой с девизами:

рус. «Ничто любезнее» и ?‘Нет ничего приятнее’,

лат. «nil amabilius»,

фр. «Il n‘y a rien si agrйable»,

нем. «Nichts ist angenehmer»,

англ. «Nothing is more amiable».{c.208}

Сверх того упоминание агнца имеется в девизах к эмблеме «Купидон, сидящий на льве обузданном»:

рус. «Обузданный бывает агнцем»

лат. «Refrenatus agnus»,

фр. «J’en fais un Agneau»,

нем. «Ich mache ein Lamm daraus»,

англ. «I make a lamb of him».{c.110}

² 




||| Бестиарий

← Лат. agnus

≈ Ягнёнок / Козлёнок / Овен / Баран / Овца

► Сильное и светлое, солнечное начало, определяющее символические значения времен года.

Чистота, незапятнанность, невинность (юная), нежность,
Жертвенность, обновление, искупление, непорочная жертва,
Доброта, кротость, человечность, терпение, доверчивость,
Неблагоугодное жертвоприношение.
Как аллегория, — любая чистая мысль, справедливый человек или Агнец Божий (БПЯС).


Жертвенное животное в древних ближневосточных религиозных обрядах, принятое ранними христианами в качестве символа (аллегорического изображения) Христа и его жертвенной роли.

В Утике (возле Карфагена) ягненка почитали как символ света под именем Кар, в противоположность козленку Тису, олицетворявшему тьму — женское, темное, пассивное начало, соответствующее «закатному» времени года между летним и зимним солнцестоянием. Два этих начала (свет-тьма) делили год на равные части от времени наступления одного солнцестояния до другого:

с 25 декабря — дня рождения «Солнечного бога» по 24 июня (Летнее солнцестояние) — время «ягненка»;
с 25 июня по 24 декабря — время «козленка».

Во время попеременного «царствования» каждый встречал свое равноденствие, что нашло выражение в ритуале Плодородия. Равноденственным праздником ягненка является Пасха, для козленка это праздник жатвы.

В христианской, мусульманской и иудейской традициях, молочный ягненок стал приноситься в жертву на такие праздники, как Пасха, Рамадан, etc., а в ведической Индии — на праздник Агни, бога Огня.

Ближний Восток

Ливийская легенда рассказывает как ягненок родился черным в момент зимнего солнцестояния. Затем, по мере взросления, его шерсть светлела, пока не стала белоснежной, что случилось на весеннее равноденствие. Такого ягненка называют невинным.

Психология

Жертва, жертвоприношение.

Алло в «Происхождении символов» (Париж,1958) предположил, что agnus происходит от греческого agnos и таким образом означает неизвестное. Также agnus близко agni (огню) и поэтому является жертвенным символом периодического обновления мира. [kerl] .

Библия

Замена Исаака овеном в жертвоприношении Авраама — отзвук исторической перемены, когда вместо человека в примитивном обществе стали приносить в жертву животное.

Повествовательные сцены, изображающие агнца в качестве жертвенного животного:

Каин и Авель
Иоаким и Анна
Очищение Храма

Эмблематика

[EMSY,209,154,420,548]

Атрибут персонификаций Невинности

Кротости
Терпения
Смирения
Флегматика (темпераменты)

Агнец со львом, изображенные вместе, означают рай. Пинедо, указывает на интересную взаимосвязь между ягненком и львом, которая происходит по причине взаимообращения их символических значений (В христианском символизме разных народов находим много общих примеров такой инверсии, особенно в христианстве романского периода. Наглядным подтверждением служит тимпан в одной из церквей Армении, где Агнец Божий изображен в середине круга, символизирующего целостность или совершенство, а рядом начертан эпиграф «Mors ego sum morttis. Voco Agnus, sum Leo fortis» («Я смертный из смертных. Меня нарекли ягненком, я — сильный лев») (ПССИ).).

Пасторали барокко «романтизируя» профессию пастуха и кокетничают невинностью ягненочка в смысле эротической стыдливости.

Китай

Символ сыновней добродетели.

Христианство

► Христианство вообще (особенно в католицизме) — (Откр. 5:6).

Агнцы — христиане (Иоанн 21:15). Неофит и мистическое возрождение.
Знаменует собой Слово, или Мессию.
Распятие Христа (Принесшего себя в жертву за грехи мира сего), Агнец Божий, «жертва без изъяна».

Изображение ягненка в христианской иконографии восходит к традиции кочевых народов Среднего Востока, приносивших в жертву новорожденного ягненка как символа весеннего обновления. Происхождение символизма агнца в книге Еноха (ЮПИА).


Различные эмблемы, в которых агнец — главный элемент, обнаруживаются уже в римских катакомбах.

Образ используется очень широко, он — один из излюбленных символов во все времена существования христианства, олицетворение страдающего и ликующего Христа, страстей и воскресения. Кирилл Александрийский говорил, что агнец с голубкой символизируют тело и душу Христа — его человеческую и божественную природу. Жертвоприношении Авраама трактовалась как прообраз смерти Христа за род человеческий.

В раннем христианстве апостолы нередко предстают как двенадцать овец (ягнят) с Агнцем Бога в центре. Такие картины поклонения Христу-агнцу, родственные теме Все святые, основаны на Откровении (7:9-17 и 14:1). Трулльский собор (кон. 7 в.) запретил изображения Христа в виде ягненка в византийской иконографии.

Образ божественного пастыря, ведущего стадо в лице своего народа, и раба Божьего, которого ведут на заклание (Ис 53:7), породил новозаветный образ «доброго пастыря». Спаситель, изображенный с ягненком на плечах очень часто встречается в искусстве раннего христианства. Это Христос, пекущийся о своей пастве, ищущий и спасающий грешника в облике заблудшего ягненка. В искусстве эпохи Возрождения этот образ используется редко.

Жертвенный агнец также символ мученичества (между волками в катакомбе Претекстата).

Как символ Христа может иметь разные атрибуты (и значения):

крест — страдания, смерть, распятие,
(крестчатый) нимб,
изливающаяся в чашу кровь,
хоругвь, флаг или вымпел — Воскресение, победа над злом, смертью.

На кресте, внутри нимба, или на хоругви часто пишется «Agnys Dei» (Агнец Божий).

На Западе торжествующий пасхальный Агнец со знаменем победы — излюбленный символ воскресения. Его фигурки из освященного воска используются как амулет.


Агнца Божьего часто изображают торжествующим: стоящим на холме, с которого стекают четыре потока. Образ восходит к Откровению (14:1): «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе…»

Холм олицетворяет Церковь Христову, гору дома Господня.

Ручьи — символ Евангелий,

райских рек, своим течением пополняющих на земле паству Церкви Христовой.


Агнец Апокалипсиса с книгой и семью печатями — это Христос-Судия во Втором Пришествии. Он также может изображаться с семью рогами или семью глазами (символ семи духов Божьих, семи даров Святого Духа). Образ агнца, с передними ногами на книге, лежащей на коленях Христа, также восходик к Откровению (5:6-14).

Агнец Страшного Суда способен к гневу, что противоречит его символике. В этом победительном образе усматривают солнечную символику, сближающую ягненка со львом, который также символ Мессии (Здесь можно найти семантические связи между Агнцем и Агни, ведическим богом огня).

Лежащий на книге Евангелие.


Атрибут: Св. Сусанны,

Св. Агнессы,
Св. Венделина, покровителя пастухов.
Св. Екатерины,
Св. Климента,
Св. Женевьевы,
Св. Иоанны,
Св. Иоанна Крестителя,
Св. Регины.


Со связанными ногами встречается в сюжете «Поклонение пастухов» как один из даров на Рождество Христово и символ будущей жертвы Христа.

В эпоху Возрождения част на изображениях Святого Семейства как атрибут Младенца Иоанна.

Ad Vocem

«Агнец божий» (Иоанн 1:29).

Иудаизм

Непорочный Агнец — символ и наименование (например, у Исайи) грядущего Мессии. Кровь пасхального ягненка была со времени Исхода постоянным знаком иудейского спасения.

Ислам

Вечный жертвенный и искупительный символ в праздновании Рамадана.

Литература