Семь свободных искусств: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 8: Строка 8:
  
 
Описание персонификаций свободных искусств приведено в трактате V в. «De nuptis Philologiae et Mercurii»<ref>Лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия»</ref> Марциана Капеллы<ref>Римский юрист и грамматик.</ref>, где каждое из искусств наделено собственными атрибутами и сопровождается выдающимся историческим лицом, составивших его славу. Представленная Марцианом классификация в неизменном виде использовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые её элементы сохранились в эпоху Ренессанса и позже.
 
Описание персонификаций свободных искусств приведено в трактате V в. «De nuptis Philologiae et Mercurii»<ref>Лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия»</ref> Марциана Капеллы<ref>Римский юрист и грамматик.</ref>, где каждое из искусств наделено собственными атрибутами и сопровождается выдающимся историческим лицом, составивших его славу. Представленная Марцианом классификация в неизменном виде использовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые её элементы сохранились в эпоху Ренессанса и позже.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
 
:[[Аллегория]]
 
:[[Аллегория]]
 
:[[Персонификация]]
 
:[[Персонификация]]

Текущая версия на 17:57, 5 июня 2023

лат. artes liberates, artes liberales

Научные дисциплины, входящие в традиционный для средних веков курс светского обучения. Устойчивую группу свободные искусства составляют со времени поздней античности (около 400 г. н. э. ???). Внутри группы, свободные искусства подразделяются на словесные и математические науки или учебные циклы. В первый цикл (тривий — лат. trivium) входят грамматика, логика (или диалектика) и риторика; во второй (квадривий — лат. quadrivium) — геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Существует также деление свободных искусств на низшую (грамматика, арифметика, геометрия) и высшую (риторика, диалектика, астрономия, музыка) степени. Основой всех прочих искусств считается грамматика.

Над свободными искусствами стоит их общая «матерь» — философия, а ниже (во всяком случае, отдельно) — механические (технические) искусства[1], такие как архитектура, механика, земледелие и т. д.

Описание персонификаций свободных искусств приведено в трактате V в. «De nuptis Philologiae et Mercurii»[2] Марциана Капеллы[3], где каждое из искусств наделено собственными атрибутами и сопровождается выдающимся историческим лицом, составивших его славу. Представленная Марцианом классификация в неизменном виде использовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые её элементы сохранились в эпоху Ренессанса и позже.

00-00-000-000.jpg
Аллегория
Персонификация

См. также:
Философия
Астрономия
Музыка
Архитектура
Земледелие
Добродетели
Минерва
Цецилия, Св.

Аристотель
Пифагор
Орфей

Христианство

Средневековая Церковь рассматривает свободные искусства как «оружие против еретиков».

Эмблематика

Персонификациями семи свободных искусств могут служить как абстрактные женские фигуры, наделённые характерными для каждого из искусств атрибутами, так и исторические личности, прославившиеся в представляемой ими науке. Последние могут сопровождать абстрактную персонификацию в качестве своеобразного персонального символа, или же самостоятельно представлять соответствующее искусство, перенимая атрибуты у фигур их олицетворяющих. Как правило, придаваемые им атрибуты не просто «демонстрируются», а используются.

Наиболее часто бывают представлены атрибуты и исторические личности, перечисленные ниже.

Грамматика:
  • пучок прутьев (розги) — знак телесных наказаний и дисциплины, идущий от Марциана — обычный атрибут вплоть до искусства готики;
  • два ученика, склонившиеся над книгами — у ее ног;
  • поливаемые саженцы — с XVII в.;
  • лента с надписью: «Vox litterata et articulata debito modo pronunciata»[4] — с XVII в.

Историческая личность:

  • Присциан — грамматик императорского двора в Константинополе (нач. VI в.),
  • Донат — автор трактата «Ars Grammatica» — лат. «Искусство грамматики»; ставшего основой средневековой грамматики(IV в.).
Логика[5]:
  • змеи (одна или две) в руках или рука, положенная на гнездо гадюк;
  • скорпион или ящерица — как заменители змеи;
  • плащ, наполовину скрывающий её фигуру — символ ухищрений софистики — в средние века;
  • весы, взвешивающие истинное и ложное — в эпоху Ренессанса;
  • цветы или расцветающая ветвь.

Историческая личность:

  • Аристотель, возможно, с экземпляром своей «Этики» (как это изображено на фреске Рафаэля «Афинская школа»).

Логика может также изображаться и в виде дискутирующей старой женщины, облаченной в тогу.

Риторика:
  • меч и щит — в эпоху Ренессанса, поскольку, согласно Марциану, риторика обладает воинственным характером;
  • книга — обычный атрибут, возможно с надписью «Cicero»[6]
  • свиток, иногда развернутый лишь частично.

Историческая личность

  • Цицерон.
Геометрия[7]:
  • шар — земной глобус, держава;
  • циркуль — часто им измеряется земной шар (атрибут общий с Астрономией);
  • другие измерительные инструменты (угольник, линейка) — иногда.

Историческая личность:

  • Евклид, держащий циркуль.
Арифметика:
  • скрижаль (дощечка) исписанная или исписываемая цифрами — со времени позднего средневековья;
  • абак — реже;
  • линейка — иногда (атрибут общий с Геометрией).

Историческая личность:

  • Пифагор
Астрономия[8]:
  • шар — небесный глобус, держава
  • циркуль — часто им измеряется небесный глобус (атрибут общий с Геометрией);
  • секстант как астрономический инструмент;
  • армиллярная сфера — иногда.

Историческая личность:

  • Птолемей — александрийский астроном; нередко он изображается с короной на голове[9].

Атрибуты Астрономии совпадают с атрибутами покровительствующей ей музы Урании.

Музыка:
  • музыкальные инструменты[10]:
  • набор из нескольких колокольчиков (3 или 4) и молоточек — средние века;
  • орган-портатив;
  • лютня, виола или скрипка;
  • лебедь — благодаря легенде о его предсмертном пении;

Историческая личность:

  • Пифагор с монохордом или набором колоколов — указание на ее математические основы музыки;
  • Тувалкаин с каким-либо музыкальным инструментом — потомок Каина[11], легендарный изобретатель музыки.
  • Орфей, приручающий своей игрой животных — иногда.
См. также:
Прут
Змея
Скорпион
Ящерица
Плащ
Весы
Цветы
Меч
Щит
Книга
Свиток
Шар
Глобус
Держава
Армилярная сфера
Циркуль
Линейка
Угольник
Скрижали
Абак
Секстант
Музыкальные инструменты
Лебедь

Искусство

Изображения свободных искусств встречаются в романской и готической скульптуре, нередко они объединяются в пары с семью главными добродетелями.

В итальянском искусстве XIV в. и позже их можно встретить в надгробной скульптуре, в декоре пасторских кафедр, на фресках и в живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV—XVI веков.

В качестве знака возросшего статуса художника в эпоху Ренессанса Минерва — покровительница искусств и наук — может представлять художника собравшимся свободным искусствам.

Иллюстрации

Бальдунг Ханс. Музыка

Примечания и комментарии

  1. Служащие сферой деятельности ремесленника или работника физического труда.
  2. Лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия»
  3. Римский юрист и грамматик.
  4. Лат. — «Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая»] — определение античных грамматиков, цитируемое в «Иконологии» Чезаре Рипы.
  5. Марциан характеризует логику словом «involutus» — лат. «закрученная»; также может переводиться как «окутанная тьмой».
  6. Лат. — «Цицерон».
  7. Греч. — измерение земли
  8. Некогда часть более широкой области астрологии
  9. Благодаря ошибочному отождествлению с правителями египетской династии Птолемеев.
  10. Многие из них служат также атрибутами Св. Цецилии.
  11. Быт., 4:22