Тайная Вечеря: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:00-03-320-000.jpg|200px| Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1445—1450 гг.|ссылка=Special:FilePath/00-03-320-000.jpg]] [[Файл:00-03-321-000.jpg|200px| Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1497 гг.|ссылка=Special:FilePath/00-03-321-000.jpg]] [[Файл:00-00-556-000.jpg|200px| Боутс Дирк. Алтарь Тайной вечери (Таинства причастия). 1464/67 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-556-000.jpg]] [[Файл:00-00-556-003.jpg|200px| Боутс Дирк. Алтарь Тайной вечери (Таинства причастия): цнтральная часть. 1464/67 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-556-003.jpg]] [[Файл:00-00-556-008.jpg|200px| Боутс Дирк. Створчатый алтарь в церкви Св. Петра в Лёвене: Начало Тайной вечери. 14641467 гг.|ссылка=Special:FilePath/00-00-556-008.jpg]] [[Файл:00-02-645-000.jpg|200px| Тайная Вечеря. XX в. Ново-Валаамский монастырь (Финляндия) [IDDK Православная икона]|ссылка=Special:FilePath/00-02-645-000.jpg]] [[Файл:00-02-223-000.jpg|200px| Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим и Тайная Вечеря (роспись в алтаре)|ссылка=Special:FilePath/00-02-223-000.jpg]] [[Файл:00-00-799-000.jpg|200px| Тайная Вечеря|ссылка=Special:FilePath/00-00-799-000.jpg]] [[Файл:00-00-881-000.jpg|200px| Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Бичевание Христа. Несение Креста|ссылка=Special:FilePath/00-00-881-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-320-000.jpg|200px| Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1445—1450 гг.]] [[Файл:00-03-321-000.jpg|200px| Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1497 гг.]] [[Файл:00-00-556-000.jpg|200px| Боутс Дирк. Алтарь Тайной вечери (Таинства причастия). 1464/67 г.]] [[Файл:00-00-556-003.jpg|200px| Боутс Дирк. Алтарь Тайной вечери (Таинства причастия): цнтральная часть. 1464/67 г.]] [[Файл:00-00-556-008.jpg|200px| Боутс Дирк. Створчатый алтарь в церкви Св. Петра в Лёвене: Начало Тайной вечери. 14641467 гг.]] [[Файл:00-02-645-000.jpg|200px| Тайная Вечеря. XX в. Ново-Валаамский монастырь (Финляндия) [IDDK Православная икона]]] [[Файл:00-02-223-000.jpg|200px| Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим и Тайная Вечеря (роспись в алтаре)]] [[Файл:00-00-799-000.jpg|200px| Тайная Вечеря]] [[Файл:00-00-881-000.jpg|200px| Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Бичевание Христа. Несение Креста]]  
  
 
(Мф" 26:17-29; Мк., 14:12-25; Лк., 22:7-23; Ин., 13:21-30).
 
(Мф" 26:17-29; Мк., 14:12-25; Лк., 22:7-23; Ин., 13:21-30).
Строка 76: Строка 76:
  
 
Варфоломей, Иаков Меньшой, Андрей, Иуда (Искариот), Петр (позади), Иоанн, (Христос), Фома (позади), Иаков Старший, Филипп, Матфей, Иуда (Фаддей), Симон.
 
Варфоломей, Иаков Меньшой, Андрей, Иуда (Искариот), Петр (позади), Иоанн, (Христос), Фома (позади), Иаков Старший, Филипп, Матфей, Иуда (Фаддей), Симон.
==МНМ==
+
== МНМ==
 
:Т'''а'''йная в'''е'''черя
 
:Т'''а'''йная в'''е'''черя
 
:Последняя вечеря
 
:Последняя вечеря

Текущая версия на 18:14, 5 июня 2023

Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1445—1450 гг. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1497 гг. Боутс Дирк. Алтарь Тайной вечери (Таинства причастия). 1464/67 г. Боутс Дирк. Алтарь Тайной вечери (Таинства причастия): цнтральная часть. 1464/67 г. Боутс Дирк. Створчатый алтарь в церкви Св. Петра в Лёвене: Начало Тайной вечери. 14641467 гг. Тайная Вечеря. XX в. Ново-Валаамский монастырь (Финляндия) [IDDK Православная икона] Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим и Тайная Вечеря (роспись в алтаре) Тайная Вечеря Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Бичевание Христа. Несение Креста

(Мф" 26:17-29; Мк., 14:12-25; Лк., 22:7-23; Ин., 13:21-30).

Последняя трапеза, устроенная Христом с учениками в Иерусалиме перед его арестом. На ней он объявил апостолам, что один из них предаст его. Широко представлена в искусстве всех времен.

Эта трапеза — прославление еврейской Пасхи — «праздника свободы», в память исхода из Египта.

Для христиан освящение хлеба и вина Христом — момент установления главного обряда Церкви.

В искусстве разных периодов доминирует один из аспектов темы:

предсказание о предательстве и
первое Причащение апостолов.

Первое визуальное выражение темы в полностью разработанной форме — византийске мозаики VI века.

Ученики возлежат, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку свободной, и располагаются по изогнутой Стороне D-образного стола, Христос на краю (Такова поздняя еврейская традиция в соблюдении обряда Пасхи. Первоначально пасхальная еда употреблялась стоя, так как израильтяне накануне исхода должны были есть быстро. В римские времена возлежать за едой было знаком свободного человека, таким образом это считалось более соответствующим еврейскому празднику свободы). Вновь эта традиция встречается в творчестве Пуссена.

В ренессансной живописи ученики сидят обычно за прямоугольным столом, Христос — в середине. Перед ним чаша (евхаристический сосуд). Он выполняет действия священника, изображаясь в момент освящения хлеба или передачи гостий одному из учеников (Это не обязательно пресный хлеб, как того требует еврейский обряд). В связи с сюжетом нередко встречаются его ветхозаветные прообразы:

Встреча Авраама с Мелхиседеком;
Еврейская Пасха (см. Моисей);
Сбор манны;
Илия, посещаемый ангелом.

Эта сакраментальная интерпретация отодвинута на задний план в кон. XV в. Леонардо да Винчи отошел от доктрины, чтобы изобразить человеческую драму предательства. Знаменитое творение Леонардо не первое, основанное на такой трактовке темы. Эту интерпретацию можно видеть в декоре трапезных и церквей XIV—XV вв.

В эпоху Контрреформации акцент на семи Таинствах, в особенности на Евхаристии, вернул предпочтение первоначальной версии, но с большей свободой трактовке:

Появляются дополнительные фигуры снующие туда и сюда слуги, разносящие блюда,
витающие над головами собравшихся ангелы.
Ученики (особенно у северных художников) предстают в облике типажей из простонародья.
Таз и полотенце, брошенные на полу, напоминают об эпизоде Умывания ног ученикам.
У ног Иуды может сидеть собака.

В изображениях предсказания о предательстве («историческая» Тайная Вечеря) главными элементами являются реакция учеников на слова Христа («Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит».) и та роль, которую играет Иуда. Чаши нет. Христос сидит в центре длинного стола, его руки простерты в жесте, говорящем о его покорности. Ученики, по обе стороны от него, обращены друг к другу; их лица и жесты выражают мистический страх, изумление или отрицание.

Иуда бывает обособлен по-разному.

В образцах раннего Возрождения он сидит по другую от остальных учеников сторону стола и может изображаться в момент, когда получает от Христа смоченный в чаше кусок хлеба («Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Ин., 13:25-26).).

Иуда опускает в чашу свою руку («Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк., 14:20)).
Иуда обычно темноволосый и бородатый, выражение его лица заговорщическое. В случаях, когда ученики изображаются с нимбами, его нимб может быть черным или вовсе отсутствовать. Он часто держит кошелек, возможно, в качестве аллюзии на тридцать серебреников или то, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин). 

В XII—XIII вв. образы учеников слабо дифференцированы; исключение составлял образ Иуды.

В последующие периоды возможно довольно точно определить главных учеников (иногда всех) при том, что они изображаются без их индивидуальных атрибутов.

Иоанн, «ученик, которого любил Иисус», изображается юным, безбородым, с длинными волосами и женственными чертами лица, обычно он рядом с Христом и (часто) с головой положенной на грудь Спасителя («Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?» (Ин., 13:25).).

Петр: седые волосы, как правило, короткие и вьющиеся, (обычно) короткая курчавая борода;

у него загорелое лицо, как должно быть у рыбака;
обычно он носит голубой плащ поверх хитона золотого цвета;
может держать нож — предвосхищение эпизода с отсечением уха раба;
сидит рядом или через одного от Христа — знак его превосходства над другими учениками.

Андрей: пожилой, с развевающимися седыми волосами и длинной седой, иногда лохматой бородой.

Иаков Меньший имеет сходство с Христом в чертах лица, стиле прически и бороды: по традиции отождествляется с апостолом, названным Св. Павлом «Иаков, брат Господень» (Гал., 1:19).

Для остальных идентификация менее определенна.

Иаков Больший, несколько старше своего тезки. К и он — родственник Христа и также может иметь с ним некоторое сходство. Один из троих апостолов, которые при жизни Спасителя был ближе всех к нему — обычно сидит за столом рядом с Христом.

Филипп и Фома (как и Иоанн), молодые и безбородые, часто сидят на противоположных сторонах стола.

Симон и Иуда (Фаддей) часто изображаются стариками и сидят рядом: согласно традиции, были братьями и писутствовали среди тех пастухов, которым ангел возвестил о рождении Христа.

Варфоломей имеет очень темные (черные) волосы, обычно он бородат и может походить на Матфея.

Принятое отождествление апостолов на «Тайной Вечере» Леонардо (слева направо):

Варфоломей, Иаков Меньшой, Андрей, Иуда (Искариот), Петр (позади), Иоанн, (Христос), Фома (позади), Иаков Старший, Филипп, Матфей, Иуда (Фаддей), Симон.

МНМ

Тайная вечеря
Последняя вечеря
гр. mystikos detpnos
лат. ultima cena

В христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Т. в. совершается в первый день иудейской пасхи (Матф. 26, 17; Мк. 14, 12; Лук. 22, 7; по Ио. 13, 1; 18, 28 — накануне пасхи), отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (символическая параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принёсшего себя в жертву). Вечером, во время праздничной трапезы, приготовленной учениками в доме, указанном им Христом, он предрекает, что один из них предаст его (см. рис.). В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи?»; Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня…» (Матф. 26, 20-25; ср. Мк. 14, 18-20; Лук. 22, 21). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос; Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» (Ио. 13, 24-27), после чего Иуда встаёт и выходит. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга» (Ио. 13, 3-16 и 34, 35).

Преломив хлеб, Иисус Христос даёт вкусить от него ученикам со словами: «сие есть тело моё», затем даёт им испить из чаши с вином, говоря: «сие есть кровь моя нового завета за многих изливаемая» (Матф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24, ср. Лук. 22, 19-20). Он завещает ученикам и впредь совершать это в память о нём, учреждая тем самым таинство евхаристии. Т. в. является также прообразом совместных трапез древних христиан, именовавшихся агапы (от греч. agapn, «братская любовь»).

В иконографии мотив Т. в. появляется ок. 5 в.; определилось два типа изображений Т. в. Один акцентирует момент евхаристии (фигура Христа часто симметрически удваивается: на одной половине изображения Христос преломляет хлеб, на другой — наливает вино, по обеим сторонам часто изображаются апостолы); второй, встречающийся наиболее часто, представляет картину собственно трапезы (участники её, в соответствии с древней традицией, возлежат за столом, причём Христос помещается на почётном месте — слева или в центре изображения); иногда эти мотивы совмещаются. С постепенным отходом от древнего образца обстановка этой сцены делается всё более условной или наделяется чертами современного художнику национального быта (напр., алтарь церкви Св. Петра в Лёвене работы Д. Баутса, см. илл. при ст. Иисус Христос). В целом иконография Т. в. едва обозрима (произведения Джотто, Беато Анджелико, Леонардо да Винчи (см. рис.), П. Веронезе, Я. Тинторетто и др.). В 20 в. этот сюжет также привлекает внимание художников (С. Дали, Э. Нольде и др.).

О. Е. Нестерова

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Тайная вечеря, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 7360 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 488 Словарь)]