Тигр: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:00-02-777-000.jpg|250px|thumb|right|Тигр. XI-VIII вв. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-02-777-000.jpg]]
+
[[Файл:00-02-777-000.jpg|250px|thumb|right|Тигр. XI-VIII вв. до н. э.]]
[[Файл:00-03-096-000.jpg|250px|thumb|right|Крылатый тигр. Изображение на корейском военном флаге. (Ленинград. Музей антропологии и этнографии)|ссылка=Special:FilePath/00-03-096-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-096-000.jpg|250px|thumb|right|Крылатый тигр. Изображение на корейском военном флаге. (Ленинград. Музей антропологии и этнографии)]]
  
 
:[[Четыре одухотворенных существа]]
 
:[[Четыре одухотворенных существа]]

Текущая версия на 18:16, 5 июня 2023

Тигр. XI-VIII вв. до н. э.
Крылатый тигр. Изображение на корейском военном флаге. (Ленинград. Музей антропологии и этнографии)
Четыре одухотворенных существа

← «тигрис» от иран. «тигра» — острый, колкий.

сила, свирепость, жестокость, гнев;

красота и скорость;

амбивалентен и лунный, и солнечный;

творец и разрушитель;

звериный и божественный;

агрессия и защита;

жизнь и смерть;

зло и победу добра;

борющийся со змеей — небесная солнечная сила;

в битве со львом или восточным драконом — лунный, хтонический и злобный;

королевское достоинство;

может быть олицетворением Матери-Земли;


Зверь, происходящий из Азии и некогда из древней Гиркании (область Персии). Стал известен на Западе благодаря походу Александра Великого.

Древний символ сокрушительной мощи бога, которого сопровождал (Естественно, характерный лишь для Азии); запряженный в его колесницу — означал разрушение, предшествующее возрождению и ускоряющее его.

В культурах Азии и Индии часто заменяет льва в качестве основной эмблемы величия и дикости.

Некоторые боги передвигаются на тиграх, демонстрируя свое могущество, например, индуистский Дурга.

Боги и герои носили тигровые шкуры, и прежде всего — свирепые боги-охранители куль…

Мезоамерика

У ацтеков — западное заходящее Солнце Земли, движущегося ночью навстречу заре,

- хтонические силы и силы земли.

Онейрокритика

Увиденный во сне - помрачение сознания.

Это весь комплекс инстинктивных порывов,— подавленных, а значит опасных,— готовых заполонить подсознание, очаг стремлений, ставших совершенно свободными и всегда готовыми внезапно нас одолеть и разорвать на части.

Христианство

Согласно бестиариям, это животное, давшее реке Тигр свое название.

«Бестиарий» славит «материнскую любовь» тигриц и сообщает, что охотники используют это ее качество. Они бросают круглое зеркало на землю, и, когда она заглядывает в него, ей видится там детеныш, которого она пытается кормить грудью. Люди, преследуемые тигрицей, могли спастись посредством этой хитрости.

Эмблематика

Иногда везут колесницу Бахуса (Гораций «Оды» кн. 3. 3; 13-15).

Античность

Атрибут: Диониса (Имеет также сходные символические черты с богом ветра Зефиром и малоазийской богивея-матерью Кибелой) наряду с пантерой и рысью;

В Риме тигр появился впервые как подарок индийского посланника императору Августу.

Неясно, имело ли отношение античное название «мантигора» к тигру. (как, например, у Павсания.)

Египет

Атрибут Сета в его тифоническом аспекте, как убийца Озириса.

Геральдика

Тигр или тигрица — символ ярости и силы.

Япония

Известен только по мифам, но используется как символ мужества и атрибут воинов-героев.

Шаманизм

Сверхчеловеческие силы; посланец лесных богов; верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

Литература

Уильям Блейк в поэме «Тигр» (1794) использует символику двуединства этого животного, связывая его с опасными силами природных инстинктов.

К сведению

В США «тигр» — жаргонное обозначение самой низкой покерной взятки.

Китай

Страсть, сила, могущество; отвага, смелость, героизм и воинская доблесть.

Также — разрушение и свирепость.

Царь земных зверей, повелитель всех обитающих на суше животных.

Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.

Его жизненная сила и энергия делали его зверем-ян (мужское начало), аналогом льва на Западе. При этом он олицетворяет власть, мужество, военную силу и ярость, которая нужна ему как защитнику.

Белый тигр-альбинос (по-хоу) ассоциируется с инь (женским началом), а также с осенью (сезоном бурь и опустошительных ветров) и западом. Он соответствует Венере, холоду, металлу и малому инъ. Служит символом женщины, Земли, материи, противящейся действию духовных сил.

В сочетании с Зеленым Драконом (мужчиной) он обозначает в магической и алхимической литературе сексуальные связи между мужчиной и женщиной и их соответствующие возможности.

Когда тигр изображается сражающимся с небесным драконом (животное-ян), он становится земным олицетворением инь; изображенные вместе, они символизируют противоположные силы духа и материи.

Тигр подземного мира — символ богатства, хранитель сокровищ.


В Южном Китае господствовали представления о «кто-тигр», то есть представления о возможном превращении людей в тигра.


Третье символическое животное Двенадцати Земных Ветвей (приблизительно соответствует Близнецам).

Соответствует Востоку,

Зиме,

Дереву

Год Тигра взрывоопасен, труден для дипломатии, отмечен громкими событиями, чреват войнами, разногласиями и катастрофами. Благоприятный период для важных перемен или воплощения новаторских идей.


Эмблема офицера четвертого класса и азартных игроков. Тигр с бамбуковыми палками — символ героя.

Боги-защитники изображались скачущими верхом на тиграх.

Бог богатства ездит верхом на тигре, символизирующем азарт и риск и охраняющем сундуки с монетами.

Богиня ветра также ездит верхом на тигре.


Защитная роль прослеживается в символических изображениях тигра на могилах и дверных косяках, которые должны отпугивать и изгонять демонов и злых духов, а также в древней традиции надевать на детей тигровые шапки.


Как существо, способное видеть в темноте, тигр хтоничен, связан с символикой Луны, подземного мира и западных областей, имеющих отношение к смерти. Олицетворяет нарастающую силу новой Луны, изображаемой в облике ребенка, бегущего от зубов тигра. Ребенок этот «предок всех людей», то есть человечества, а тигр — символ силы тьмы, от которых новая Луна спасается.


Пять легендарных тигров охраняют стороны света и Центр:

Белый Тигр металл запад осень

(он всегда должен быть обращен головой на юг, а хвостом на север).

Голубой Тигр дерево восток весна.

Красный Тигр огонь юг лето.

Черный Тигр вода север зима.

Желтый тигр центр Солнце, Правитель.


«Белый тигр» — это ругательное прозвище скандальных женщин.

«Оседлать тигра» — выступить против или вступить в конфликт с опасными и стихийными силами.

Из почтения, его имя произносилось не иначе как в сочетании сэпитетами «царь горы», «большое пресмыкающееся».


Одно из Трех Бесчувственных Существ китайского буддизма, олицетворяющее злость (гнев) (Наряду с обезьяной — символом стяжающей алчности, и оленем — олицетворением ненасытной похоти).


В китайской алхимии символизирует свинец и телесную силу.

Индуизм

Шива как разрушитель и его воинственная супруга Кали часто предстают в тигровых шкурах.

Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре.

Символ кшатриев, касты правителей и воинов.

Искусство

В западном изобразительном искусстве тигры большая редкостью — иногда заменяют леопардов в колеснице Диониса (Бахуса).

Юго-Восточная Азия

Обычная родовая фигура, а сказки о свирепом народе людей-тигров известны от Индии до Сибири.

Иллюстрации

Женщина-тигр как сирена, подстерегающая купающихся мужчин. Бомбей, ок. 1750 г.

Э. Топселл. История четвероногих животных, 1658 г.

МНМ

В мифопоэтических представлениях (прежде всего в ареале от Средней Азии на северо-западе до Китая и Индокитая на юго-востоке) Т. часто выступает как царь зверей и хозяин леса. В Юго-Восточной Азии Т. известен и как дух гор и пещер (ср. Хо-син в корейской мифологии, часто ассоциируемый с духом гор сансин). В Китае Т. почитался не только как царь зверей, но и как гроза демонов, в частности приносящих болезни. Великие маги, выступающие как устрашители демонов, как правило, изображаются восседающими на Т. Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе Т. Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вкушением кусочка мяса Т., поклонением его следам, прыганьем через шкуру Т.; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего Т., и т. п. Представления о Т., известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифо-ритуальных традициях, когда речь идёт о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти. В этой связи приобретает особое значение образ малоазийской богини плодородия с двумя леопардами или с леопардом и львом в хатто-хеттской мифологической традиции; дальнейшей трансформацией этой темы, возможно, является и образ героя в шкуре леопарда, льва или Т. (ср. тигровую шкуру как атрибут Диониса, Вакха, буддийского Дхармапалы и др.). Связь Т. с женским божеством можно видеть в том, что в более позднем индуистском пантеоне тигрица соотносится с ездовым животным (вахана) шакти Махадевы. С Т. связана и богиня Иштар, а владычица Запада Си-ван-му на основании архаичных китайских источников восстанавливается как зооморфное существо с тигриными чертами.

Особое положение Т. отражено и в широко распространённых представлениях об их связи с человеком. Некоторые народы Малайи верят, что Т., подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных городах или деревнях. Нивхи считали Т. особой породой людей (т. н. «люди-тигры» или «лесные тигры»); считалось, что Т. не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием «ас-салям-алейкум». Целый этикет обращения с Т. выработан на Суматре, где различают, что в поведении человека нравится Т. и что вызывает с его стороны грозную реакцию. В горных районах Бенгалии охотник, убив Т.-убийцу, кладёт на его тело своё оружие и обращается к богу с объяснением мотивов этого убийства. Нередко Т. рассматривают как доброжелательное животное, которое может помогать людям. Так, киргизские шаманы во время камлания обращались с просьбой о помощи к белому Т. Связь Т. с человеком объясняется в ряде традиций двояко: с одной стороны, способностью Т. превращаться в человека или (чаще) способностью оборачиваться Т. (образ Т.-оборотня), с другой стороны, что от Т. или от брака женщины с Т. ведут своё происхождение многие племена. Есть все основания говорить о Т. как о тотемическом животном (ср. современные «тигриные» названия отдельных родов у индийских племён, наименования типа «человек-тигр», тигр или «тигриные» имена, как обозначение высшего геройства). Следы трансформированной тотемической классификационной системы можно видеть в ряде более поздних спекулятивных таксономии, где выступает и образ Т. (таково, напр., соотнесение белого Т. с западом, осенью и землёй в Китае и Японии; иногда с образом Т. соотносится особый месяц; в Китае один из пяти звёздных дворцов был связан с Байху, белым Т., символизирующим долголетие). В христианстве Т. — эмблема Христа (тигрица иногда рассматривается как эмблема христианства). Образ дракона на Т. соотносится в Юго-Восточной Азии с небом и землёй. Тигр в бамбуковой роще в японской традиции символизирует одержимое злом человечество в повседневном мире.

Лит.: Соколова З. П., Культ животных в религиях, М., 1972; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt. 2, N. Y., 1962, p. 1572-73.

В. Н. Топоров [Мифы народов мира. Энциклопедия: Тигр, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 7528 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 513 Словарь)]