Богоматерь с Младенцем: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Дева Мария как мать. Простое изображение Девы Марии, держащей Младенца, пришло на Запад из византийского искусства. Формальный восточный тип изображения Матери, представленной анфас, держащей застывшего в жесткой позе одетого Младенца, рука которого поднята в благословляющем жесте, ранее уже проник в скульптуру готических соборов в более интимном варианте, когда Младенец уже не смотрит прямо на молящегося перед ним, а обращает свой взгляд на мать. Этот образ, обычный в католических странах, благодаря использованию его не только в церквах и соборах, но и в многочисленных небольших часовнях, стоящих на проезжих дорогах, а также для молитвы в домашней обстановке, стал у ренессансных художников все более и более окрашиваться, человеческим чувством, если не сказать — вовсе терять религиозное содержание. Типичная форма, иногда именуемая Mater Amabilis [лат. — «Матерь Умиле́ние», Елеуса], представляет Деву Марию в полуфигурном ракурсе, одетую в ее традиционные цвета — красное платье и голубой плащ, держащую в своих руках Младенца, сидящего в одной из множества регламентированных поз: Один из таких типов изображения, появившийся первым в живописи Северйой Италии в XIV веке, известен как Мадонна Смирение (иногда с надписью «Nostra Domina de Humilitate»). Главная его особенность в том, что Дева Мария сидит на земле, возможно, нa подушке. Средневековые теологи считали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели, — идея, уместная в случае с Марией, от которой произрос Христос. Религиозное значение часто передавалось, особенно в живописи XV—XVI веков, не столько той манерой, в какой изображались фигуры, сколько различными символическими предметами, которые держат Младенец или Дева Мария или которые лежат возле них. | Дева Мария как мать. Простое изображение Девы Марии, держащей Младенца, пришло на Запад из византийского искусства. Формальный восточный тип изображения Матери, представленной анфас, держащей застывшего в жесткой позе одетого Младенца, рука которого поднята в благословляющем жесте, ранее уже проник в скульптуру готических соборов в более интимном варианте, когда Младенец уже не смотрит прямо на молящегося перед ним, а обращает свой взгляд на мать. Этот образ, обычный в католических странах, благодаря использованию его не только в церквах и соборах, но и в многочисленных небольших часовнях, стоящих на проезжих дорогах, а также для молитвы в домашней обстановке, стал у ренессансных художников все более и более окрашиваться, человеческим чувством, если не сказать — вовсе терять религиозное содержание. Типичная форма, иногда именуемая Mater Amabilis [лат. — «Матерь Умиле́ние», Елеуса], представляет Деву Марию в полуфигурном ракурсе, одетую в ее традиционные цвета — красное платье и голубой плащ, держащую в своих руках Младенца, сидящего в одной из множества регламентированных поз: Один из таких типов изображения, появившийся первым в живописи Северйой Италии в XIV веке, известен как Мадонна Смирение (иногда с надписью «Nostra Domina de Humilitate»). Главная его особенность в том, что Дева Мария сидит на земле, возможно, нa подушке. Средневековые теологи считали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели, — идея, уместная в случае с Марией, от которой произрос Христос. Религиозное значение часто передавалось, особенно в живописи XV—XVI веков, не столько той манерой, в какой изображались фигуры, сколько различными символическими предметами, которые держат Младенец или Дева Мария или которые лежат возле них. | ||
− | [[Файл:00-03-146-000.jpg|200px| Рафаэль Санти. Прекрасная садовница. Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1507 гг. | + | [[Файл:00-03-146-000.jpg|200px| Рафаэль Санти. Прекрасная садовница. Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1507 гг.]] [[Файл:00-03-143-000.jpg|200px| Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Ок. 1490 г.]] [[Файл:00-03-144-000.jpg|200px| Уилтонский диптих. Дева Мария и одиннадцать ангелов. Ок. 1395 г.]] [[Файл:00-00-170-000.jpg|200px| Барнаба да Модена. Мария с Младенцем. 1367]] [[Файл:00-00-484-000.jpg|200px| Богемский Мастер. Глатцеровская Богоматерь]] [[Файл:00-00-485-000.jpg|200px| Богемский художник круг Мастера из Хоэнфурта. Мадонна на троне]] [[Файл:00-00-491-000.jpg|200px| Больтраффио Джованни Антонио. Мария с Младенцем]] [[Файл:00-00-493-000.jpg|200px| Боневе Aндре. Великолепный часослов Нотр — Дам (фрагмент): Мадонна с младенцем]] [[Файл:00-00-215-000.jpg|200px| Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем между Иоанном Крестителем и неизвестной святой]] [[Файл:00-00-218-000.jpg|200px| Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем]] [[Файл:00-00-220-000.jpg|200px| Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем]] [[Файл:00-00-221-000.jpg|200px| Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем]] [[Файл:00-00-222-000.jpg|200px| Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем, Св. Екатериной и Св. Магдалиной]] [[Файл:00-00-149-000.jpg|200px| Бальдовинетти Алессо. Мария с младенцем]] [[Файл:00-00-161-000.jpg|200px| Бальдунг Ханс. Мадонна с попугаем]] [[Файл:00-00-162-000.jpg|200px| Бальдунг Ханс. Мария в виноградной беседке]] [[Файл:00-00-101-000.jpg|200px| Альтдорфер Альбрехт. Мадонна между Иосифом и евангелистом Иоанном]] [[Файл:00-00-120-000.jpg|200px| Альтдорфер Альбрехт. Анджеликo Фра. Мария со Святыми Домиником и Фомой]] [[Файл:00-00-546-000.jpg|200px| Боттичелли Сандро. Мадонна с Младенцем и ангелами]] [[Файл:00-00-555-000.jpg|200px| Боутс Диpк, (последователь). Мадонна с вишнями]] [[Файл:00-02-643-000.jpg|200px| Триптих с Богоматерью и Младенцем. XIX в.]] [[Файл:00-02-642-000.jpg|200px| Богоматерь с Младенцем. XIX в.]] [[Файл:00-02-641-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Троеручица» (Хиландарская). XIX в.]] [[Файл:00-02-640-000.jpg|200px| Корсунская Икона Божией Матери. Нач. XVIII в. ]] [[Файл:00-02-638-000.jpg|200px| Мастер мадонн. Икона Божией Матери. Кон. XVII — нач. XVIII вв. Италия]] [[Файл:00-02-637-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Елеуса. XVII в. Албания, Тирана]] [[Файл:00-02-635-000.jpg|200px| Вотивное изображение в церкви Мадонна дель Монте. Нач. XVI в. Чезена]] [[Файл:00-00-707-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия», сер. X в. (Византия)]] [[Файл:00-03-454-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-522-000.jpg|200px| Mutter, ganz Dein eigen! «Tro: sterin der Betru: bten» — Turin, Mutterhaus der Missiosschwestern]] [[Файл:00-03-536-000.jpg|200px| Дева Мария с Сыном в корабле Веры, управляемом мудростью]] [[Файл:00-00-745-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Элеуса]] [[Файл:00-00-891-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление»]] [[Файл:00-00-895-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление» с полуфигурами святых на полях]] [[Файл:00-00-982-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление»]] [[Файл:00-00-982-001.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление»]] [[Файл:00-00-998-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление» Белозерская]] [[Файл:00-01-020-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление»]] [[Файл:00-01-078-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление» типа Яхромской]] [[Файл:00-01-179-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление» Любятовская]] [[Файл:00-01-307-000.jpg|200px| Голова Богоматери. Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление» ]] [[Файл:00-01-309-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление»]] [[Файл:00-01-349-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление»]] [[Файл:00-01-371-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Умиление»]] [[Файл:00-00-761-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-00-969-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-00-969-001.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-01-206-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-01-303-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-01-303-001.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-01-516-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери с евангельскими сценами и святителями на полях]] [[Файл:00-01-592-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери с 18 клеймами]] [[Файл:00-01-595-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери с избранными святыми. Пелена]] [[Файл:00-01-596-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери с Господскими и Богородничными праздниками в 18-ти клеймах]] [[Файл:00-01-622-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери с евангельскими сценами и изображениями отцов Церкви]] [[Файл:00-01-672-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-01-721-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери с избранными святыми. Пелена]] [[Файл:00-01-837-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-02-091-000.jpg|200px| Владимирская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-00-890-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Гликофилуса]] [[Файл:00-00-947-000.jpg|200px| Киккская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-00-890-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Филохиотисса]] [[Файл:00-00-993-000.jpg|200px| Белозерская ]] [[Файл:00-01-009-000.jpg|200px| Толгская Икона Божией Матери]] [[Файл:00-01-011-000.jpg|200px| Свенская Икона Божией Матери с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими]] |
− | [[Файл:00-00-888-000.jpg|200px| Богоматерь Одигитрия (Перивлепта) | + | [[Файл:00-00-888-000.jpg|200px| Богоматерь Одигитрия (Перивлепта)]] [[Файл:00-00-889-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-00-933-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-00-935-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-00-952-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-00-956-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-00-992-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-028-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-029-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-031-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская]] [[Файл:00-01-075-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-076-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-113-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия» (Оборот иконы «Спас»)]] [[Файл:00-01-198-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-218-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-304-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Одигитрия, Троица и избранные святые]] [[Файл:00-01-310-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-374-000.jpg|200px| ресвятая Богородица Одигитрия. Деталь]] [[Файл:00-01-394-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-400-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-487-000.jpg|200px| Богоматерь Одигитрия (тип Седмиезерная)]] [[Файл:00-01-519-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-563-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-598-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-01-618-000.jpg|200px| Акафистная Икона Божией Матери Одигитрия]] [[Файл:00-01-671-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская]] [[Файл:00-01-716-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская]] [[Файл:00-01-801-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Шуйская — Смоленская — Одигитрия]] [[Файл:00-01-830-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская]] [[Файл:00-01-934-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-02-027-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская]] [[Файл:00-02-063-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Смоленская — Одигитрия]] [[Файл:00-02-065-000.jpg|200px| Акафистная (Хилендарская) Икона Божией Матери Одигитрия]] [[Файл:00-02-087-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-02-158-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-02-196-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-02-201-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-02-210-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-02-221-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Одигитрия»]] [[Файл:00-02-290-000.jpg|200px| Икона Божией Матери Одигитрия]] [[Файл:00-02-310-000.jpg|200px| Богоматерь Одигитрия из Мартвили]] [[Файл:00-00-886-000.jpg|200px| Пименовская икона Божией Матери]] [[Файл:00-04-432-000.jpg|200px| ]] |
− | [[Файл:00-00-902-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Троеручница» | + | [[Файл:00-00-902-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Троеручница»]] |
:Знамение — слав. чудо, знак, посланный свыше | :Знамение — слав. чудо, знак, посланный свыше | ||
Иконографический тип изображение Богоматери: поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками (жест адорации) и Младенцем на гуди. | Иконографический тип изображение Богоматери: поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками (жест адорации) и Младенцем на гуди. | ||
− | [[Файл:00-00-973-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Знамение» — Свв. Пётр и Наталья | + | [[Файл:00-00-973-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Знамение» — Свв. Пётр и Наталья]] [[Файл:00-00-974-000.jpg|200px| Икона Божией Матери «Знамение» — Свв. Пётр и Наталья]] |
− | [[Файл:00-00-778-000.jpg|200px| Богоматерь с Младенцем и архангелы Михаил и Гавриил | + | [[Файл:00-00-778-000.jpg|200px| Богоматерь с Младенцем и архангелы Михаил и Гавриил]] [[Файл:00-00-804-000.jpg|200px| Пресвятая Богородица с Богомладенцем]] |
− | [[Файл:00-00-960-000.jpg|200px| Богоматерь с ангелами и святыми Георгием и Феодором | + | [[Файл:00-00-960-000.jpg|200px| Богоматерь с ангелами и святыми Георгием и Феодором]] [[Файл:00-00-967-000.jpg|200px| Богоматерь с Младенцем и двумя святыми]] [[Файл:00-00-968-000.jpg|200px| Богоматерь с Младенцем и тремя святыми]] |
[[Категория:Христианство]] | [[Категория:Христианство]] |
Текущая версия на 19:10, 5 июня 2023
Дева Мария как мать. Простое изображение Девы Марии, держащей Младенца, пришло на Запад из византийского искусства. Формальный восточный тип изображения Матери, представленной анфас, держащей застывшего в жесткой позе одетого Младенца, рука которого поднята в благословляющем жесте, ранее уже проник в скульптуру готических соборов в более интимном варианте, когда Младенец уже не смотрит прямо на молящегося перед ним, а обращает свой взгляд на мать. Этот образ, обычный в католических странах, благодаря использованию его не только в церквах и соборах, но и в многочисленных небольших часовнях, стоящих на проезжих дорогах, а также для молитвы в домашней обстановке, стал у ренессансных художников все более и более окрашиваться, человеческим чувством, если не сказать — вовсе терять религиозное содержание. Типичная форма, иногда именуемая Mater Amabilis [лат. — «Матерь Умиле́ние», Елеуса], представляет Деву Марию в полуфигурном ракурсе, одетую в ее традиционные цвета — красное платье и голубой плащ, держащую в своих руках Младенца, сидящего в одной из множества регламентированных поз: Один из таких типов изображения, появившийся первым в живописи Северйой Италии в XIV веке, известен как Мадонна Смирение (иногда с надписью «Nostra Domina de Humilitate»). Главная его особенность в том, что Дева Мария сидит на земле, возможно, нa подушке. Средневековые теологи считали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели, — идея, уместная в случае с Марией, от которой произрос Христос. Религиозное значение часто передавалось, особенно в живописи XV—XVI веков, не столько той манерой, в какой изображались фигуры, сколько различными символическими предметами, которые держат Младенец или Дева Мария или которые лежат возле них.
- Знамение — слав. чудо, знак, посланный свыше
Иконографический тип изображение Богоматери: поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками (жест адорации) и Младенцем на гуди.