Менелай: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
В отличие от образа Елены, восходящего к древнейшему растительному божеству, образ Менелая является плодом героического сказания, возможно, опирающегося на какие-то исторические воспоминания микенской эпохи. По преданию<ref>Paus. VIII 23, 4</ref>, в Аркадии находился старый платан, посаженный Менелаем, когда он собирал войско для похода под Трою. В Спарте показывали дом, в котором некогда жили Менелай с Еленой <ref>Paus. III 14, 6</ref>; видимо, близ него в историческое время девичий хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены наподобие засвидетельствованного в 18-й идиллии поэта 3 в. до н. э. Феокрита. | В отличие от образа Елены, восходящего к древнейшему растительному божеству, образ Менелая является плодом героического сказания, возможно, опирающегося на какие-то исторические воспоминания микенской эпохи. По преданию<ref>Paus. VIII 23, 4</ref>, в Аркадии находился старый платан, посаженный Менелаем, когда он собирал войско для похода под Трою. В Спарте показывали дом, в котором некогда жили Менелай с Еленой <ref>Paus. III 14, 6</ref>; видимо, близ него в историческое время девичий хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены наподобие засвидетельствованного в 18-й идиллии поэта 3 в. до н. э. Феокрита. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-164-000.jpg|200px|Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Блюдо с острова Родос. Кон. VII в. до н. э. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-164-000.jpg|200px|Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Блюдо с острова Родос. Кон. VII в. до н. э.]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ||
:[[Греческая мифология]] | :[[Греческая мифология]] |
Версия 19:51, 5 июня 2023
В греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона. После убийства Атрея Эгисфом братья вынуждены были бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя Тиндарея, который выдал замуж за Агамемнона Клитеместру и помог ему вернуть царский трон в Микенах[1]. Mенелаю, избранному из нескольких десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены (земным отцом которой был Тиндарей, а небесным Зевс), Тиндарей вскоре уступил царскую власть в Спарте[2]. Безмятежная жизнь Mенелая с Еленой продолжалась около десяти лет[3]. Менелай в это время отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, Менелай призвал на помощь всех её бывших женихов, связанных совместной клятвой оберегать честь её супруга, и сам, согласно гомеровскому каталогу, выставил ополчение аркадян на 60 кораблях[4]. До начала военных действий Менелай вместе с Одиссеем отправились в качестве послов в Трою, пытаясь уладить конфликт мирным путём, но Парис и его сторонники отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной[5]. В единоборстве с Парисом Менелай явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает его соперника[6]. Вскоре Менелай был ранен Пандаром стрелой из лука[7]. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от троянцев тело убитого Патрокла[8]. Менелай входил в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса[9]. Тотчас после победы над Троей Менелай вместе с возвращённой ему Еленой отплыл на родину, но уже у берегов Пелопоннеса попал в страшную бурю, которая отбросила его к берегам Крита. Во время восьмилетних скитаний Менелай попадает на Кипр, в Финикию и Египет, где приобретает большие сокровища[10]. С островом Фарос в устье Нила связан последний эпизод странствий Менелая: от морского старца Протея с помощью его дочери Эйдофеи он получает предсказание о своём будущем и о способах возвращения на родину. С Египтом Менелая связывает и другая версия мифа, по которой в Трое находился только призрак Елены, сама же она по воле Зевса была перенесена к берегам Нила и ожидала здесь во владениях Протея своего супруга[11]. Последний этап возвращения Менелая в Спарту после восемнадцатилетнего отсутствия, согласно эпической традиции, протекал без осложнений. Предупреждённый Протеем об убийстве Эгисфом Агамемнона, Менелай торопится отомстить Эгисфу, но его опережает сын Агамемнона Орест, убивший Эгисфа и Клитеместру, Менелай поспевает только к их похоронам[12]. После долгих лет спокойной жизни с Еленой по возвращении в Спарту Менелай как зять Зевса удостоился поселения на Елисейских полях, куда античная традиция помещала легендарных героев прошлого [13]. Поздние авторы называют имена нескольких сыновей Менелая, рождённых ему в отсутствие Елены наложницами[14]; с одним из них (Мегапенфом) связан вариант сказания об изгнании Елены из Спарты после того, как Менелай был перенесён в обитель блаженных. В отличие от образа Елены, восходящего к древнейшему растительному божеству, образ Менелая является плодом героического сказания, возможно, опирающегося на какие-то исторические воспоминания микенской эпохи. По преданию[15], в Аркадии находился старый платан, посаженный Менелаем, когда он собирал войско для похода под Трою. В Спарте показывали дом, в котором некогда жили Менелай с Еленой [16]; видимо, близ него в историческое время девичий хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены наподобие засвидетельствованного в 18-й идиллии поэта 3 в. до н. э. Феокрита. |
|
Искусство
Известна скульптурная группа II в. до н. э., изображающая Менелая с трупом Патрокла, представленная также большим количеством поздних копий.
Литература
- Ярхо В. Н. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ Tzetz., Chil. I 456—465
- ↑ Apollod. epit. II 16
- ↑ Их дочери Гермионе было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис
- ↑ Ноm. Il. II 581—590, 603—614
- ↑ Apollod. epit. III 28
- ↑ Ноm. Il. III 324—382
- ↑ IV 112—147
- ↑ XVII 1 — 69, 553—581, 702—761
- ↑ Apollod. epit. V 22
- ↑ Ноm. Od. III 276—312
- ↑ Eur. Hel. 1-760
- ↑ Hom. Od. III 301—312, IV 546 след., 584 след
- ↑ IV 561—569
- ↑ Apollod. III 11, 1
- ↑ Paus. VIII 23, 4
- ↑ Paus. III 14, 6