Хэ-Хэ: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:00-03-373-000.jpg|250px|thumb|right|Боги согласия Хэ-Хэ. Китайская лубочная картина | + | [[Изображение:00-03-373-000.jpg|250px|thumb|right|Боги согласия Хэ-Хэ. Китайская лубочная картина]] [[Файл:00-03-230-000.jpg|250px|thumb|right|Бог долголетия Шоу-син выходит из персика. Китайская гравюра.]] [[Изображение:00-03-376-000.jpg|250px|thumb|right|Цай-Шэнь стучится в ворота. Китайская лубочная картина. Он в одежде чиновника, рядом с ним в похожем одеянии Цзэнфу цай-шэнь - бог богатства, прибавляющий счастье. В верхнем левом углу двойники Хэ-Хэ]] |
:«согласие и единение» | :«согласие и единение» | ||
:Xэ-Хээрсянь | :Xэ-Хээрсянь | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
*Штернберг Л. Я., Культ близнецов в Китае и индийские влияния, в его кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 127-39. | *Штернберг Л. Я., Культ близнецов в Китае и индийские влияния, в его кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 127-39. | ||
::::[Б. Л. Рифтин [[MNME]] ] | ::::[Б. Л. Рифтин [[MNME]] ] | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Одноимённая статья в [[MNME]] | *Одноимённая статья в [[MNME]] |
Текущая версия на 21:06, 5 июня 2023
- «согласие и единение»
- Xэ-Хээрсянь
В китайской поздней даосской и народной мифологии бессмертные гении, божества, входящие в свиту бога монет Лю Хая (см. рис.). Согласно легенде, в эпоху Тан, в 7 в., жил некий Чжан, брат которого служил в столице Чанъани, далеко от родных месТ.родители послали Чжана проведать брата, и тот обернулся за один день, покрыв при этом расстояние более 10 тысяч ли (ок. 5 тысяч км). Он получил прозвище Ваньхуэй гэгэ («брат, вернувшийся из-за 10 тысяч ли») и впоследствии был обожествлен как бог согласия-единения Х.-Х. Х.-Х. изображали с растрёпанными волосами и смеющимся лицом, в зелёной одежде, с барабаном и палкой в левой руке. Считалось, что если принести ему жертву, то человек, посланный в дальнее путешествие, непременно вернётся обратно. Однако в более поздней традиции Х.-Х. — божественные двойники, которых Л. Я. Штернберг сближал с близнецами Ашвинами. Х.-Х. часто изображали на народных картинах с распущенными волосами, блаженным взглядом, с рядом черт, напоминающих Лю Хая. Их постоянные атрибуты — лотос и коробка с сокровищами или деньгами; нередко Х.-Х. держат чудесное монетное дерево — яоцяньшу, поднос с драгоценностями, таз сокровищ — цзюйбаопэнь и т. п. Согласно поздней народной легенде, записанной В. М. Алексеевым, Х.-Х. — братья от разных отцов, которые вели совместно торговое дело, приносившее большую прибыль. Потом один из братьев присвоил себе всё богатство, и между ними началась жестокая вражда, не утихавшая до седьмого их перерождения, когда некий спустившийся на землю небожитель помирил их и превратил из недругов в бессмертных духов единения-согласия — Х.-Х.
Лит.:
- Алексеев В. М., Бессмертные двойники и даос с золотой жабой в свите бога богатства, в его кн.: Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях, М., 1966, с. 172—206;
- Штернберг Л. Я., Культ близнецов в Китае и индийские влияния, в его кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 127-39.
- [Б. Л. Рифтин MNME ]
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии