Спандармат: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
*в манихействе — Мать жизни. | *в манихействе — Мать жизни. | ||
В армянской мифологии к Спандармат восходит Спандарамет. | В армянской мифологии к Спандармат восходит Спандарамет. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 22:30, 5 июня 2023
В иранской мифологии олицетворение возделанной земли и религиозного благочестия, прародительница жизни. Описывалась и, возможно, изображалась красивой рассудительной женщиной с мускусной розой в руке, поучающей царей. Восходит к дозороастрийской матери-земле, супруге бога неба (впоследствии Спента Армайти, Арматай — одно из божеств Амеша Спента). Почитание Спандармат — древней хтонической праматери продолжалось и в зороастрийскую эпоху[1]; сохранялась её связь с запретным в зороастризме обрядом ингумации: Фрагмент «Видевдата»[4], содержащий угрозу ввергнуть нечестивца во «тьму Спандармат», возможно, указывает на практику человеческих жертвоприношений:
Древний облик слабо персонифицированной земли ССпандармат сохраняла и в пехлевийской традиции:
Спандармат соответствуют:
В армянской мифологии к Спандармат восходит Спандарамет. |
См. также:
|
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
- Bailey H. W., Saka ssandrвmata, в кн.: Festschrift fur Wilhelm Eilers, Wiesbaden, 1967 < MNME