Спента-Майнью: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 8: Строка 8:
  
 
Образ Спента-Майнью рано привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад»<ref>"Алкивиад" I 122а</ref> содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце IV в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.
 
Образ Спента-Майнью рано привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад»<ref>"Алкивиад" I 122а</ref> содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце IV в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 23:04, 5 июня 2023

Спе́нта-Ма́йнью - авест. «дух святости»

В иранской мифологии дух-творец. Спента-Майнью вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтожить «духа зла» Ангро-Майнью[1]. Согласно одной концепции образа, обычно считающейся более древней, Спента-Майнью вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью порождены Ахурамаздой и оба действуют как демиурги земного творения на уровне телесной осязаемой реальности «гетик», тогда как Ахурамазда пребывает в сфере чистой духовности «менок». Спента-Майнью создает благую часть мира, а его брат — плохую[2]. Согласно «Яшту»[3], все творения Спента-Майнью — «Те, что живут под землей, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, все те, что населяют безграничный и бесконечный мир Спента-Майнью». Вместе с Огнём Спента-Майнью наблюдает за исполнением решений и приговоров, вынесенных Ахурамаздой[4].

По второй концепции образа, Спента-Майнью — ипостась, творческий аспект Ахурамазды.

Образ Спента-Майнью рано привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад»[5] содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце IV в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология

Заратуштра
Ангро-Майнью
Ахурамазда

Дух Святой

Литература

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Ost og Vest, Kbh , 1945 < MNME
  • Lentz W., Seiler H., Tavadia J. C., Yasna 47, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1953, Bd 103 < MNME

Примечания и комментарии

  1. «Яшты» XIII 3; XVIII 2; XIX 96
  2. «Бундахишн» 1, 8 и др. источники
  3. "Яшт" VIII 48
  4. «Ясна Семи глав», 36, 1
  5. "Алкивиад" I 122а