Нож: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Файл:00-00-641-000.jpg|200px|Варфоломея Мастер алтаря Св.; Алтарь св. Варфоломея, центральная часть: Св. Варфоломей с донатором между Св. Агнесой и Св. Цецилией | + | [[Файл:00-00-641-000.jpg|200px|Варфоломея Мастер алтаря Св.; Алтарь св. Варфоломея, центральная часть: Св. Варфоломей с донатором между Св. Агнесой и Св. Цецилией]] |
---- | ---- | ||
__TOC__ | __TOC__ | ||
Строка 144: | Строка 144: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-03-504-001.jpg|200px| Кот, солнечное животное, атакует извивающуюся, а значит относящуюся к водной стихии, несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э. | + | [[Файл:00-03-504-001.jpg|200px| Кот, солнечное животное, атакует извивающуюся, а значит относящуюся к водной стихии, несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э.]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Литература</font></div>== |
Текущая версия на 23:07, 5 июня 2023
Магическое оружие, символ защиты и обезвреживания. Является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп). Ритуальный инструмент жертвоприношения, обрезания и мученичества. Обычно разрушительный символ, особенно в руках индуистских божеств. Основные значения:
|
См. также: |
Египет
Нож для культового использования должен быть не из обработанного человеком металла, а только из камня.
22-й ном имел название «Нож из кремня».
В надписи иероглифами принадлежащий Сету осёл показан с ножом между лопатками, чтобы устранить его вредное влияние.
По мифу о создании Гермополя, место рождения Ра и первохолм находились посредине «озера с двумя ножами». Вероятно, здесь стояли две сикоморы, заменяющие в переносном смысле ножи, между которыми восходит солнце. Эти ножи указывают на победоносную борьбу бога Солнца с силами нижнего мира, которые препятствовали его восходу.
В «Книге Мертвых» многие украшения (виньетки) показывают, как кот в качестве представителя Ра олицетворению тьмы змее Апоп режет ножом живот.
Нож частый атрибут богини в образе бегемота Тоэрис.
В мифах серп луны часто называется ножом; так следует понимать древний текст, по которому Хонс, бог Луны, убивает на небе жертву для царя.
Серпом луны как оружием Тот отрезает нарушителям закона (злодеям) головы.
Античность
Ножом скальпированы сатир Марсий и продажный судья двора царя Камбиса.
Богиня Помона, защитница садов и оранжерей, может иметь нож для подрезания деревьев.
Славяне
Нож носили с собой, подкладывали под себя, под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали нож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери.
Белорусы Гомелыцины клали мальчику в колыбель нож, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель нож или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребенку. В Полесье мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребенка. На Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через нож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.
Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации — в дно могилы. В Македонии клали нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали нож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.
У восточных и западных славян считалось, что нож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого нож, освященный на Пасху.
Особое магическое значение приписывали ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка. В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом нож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю нож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали нож в то место, на котором упал ребенок.
В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем нож в порог и говорили: «Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь», после этого через нож переводили корову. В Ровенской обл., чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали нож или косу под левую руку, трижды обегали вокруг хлева и втыкали нож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали нож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину. В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой нож и читал заговор, в котором просил Бога и Св. Юрия «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков.
В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через нож, серп или иголки. Например, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на нож, положенный под цедилкой на подойник, — этим «ведьме перерезаешь язык».
Вместе с тем в быличках нож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает нож в соху, столб или дерево — и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остается с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху нож и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с ножа.
В русских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через нож или 12 ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, чтобы превратиться в волка, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем.
В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причем ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками; когда придет суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый ее зарежет (Костромская губ.).
Нож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной нож и держала его при себе сложенным во время венчания.
Обращение с ножом регламентировалось множеством правил и запретов. По поверьям восточных славян:
- если нож лежит на столе лезвием кверху — быть ссоре;
- нельзя есть с ножа. — будешь сердитым;
- нельзя играть ножом — будет ссора;
- если найдешь нож на дороге, нельзя его брать, иначе и помереть тебе от ножа (рус.);
- нельзя водить ножом по молоку или сметане — от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.);
- нельзя ножом резать хлеб в молоко, а можно только крошить его руками, иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.);
- не оставляй нож на ночь на столе — лукавый зарежет;
- нельзя дарить Н. или иголку во избежание ссоры (рус., укр.).
Во время поминок в Белоруссии старались обходиться без ножей, чтобы не ранить нечаянно душу умершего. В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу нож, чтобы гости меньше ели.
В Польше под Рождество гадали с ножом о будущем урожае: клали нож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Нового года; если нож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога — то пшеница.
Австралия и Океания
В австралийской мифологии кучки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на сырое мясо. Уже после высыхания земли мифический герой — тотемный предок «ящериц» — пришел с севера и отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот и т. п..
...этим же ножом сделал им обрезание (здесь отчасти отражена идея, что только обряд инициации «завершает» человека). (из ст. Австралийская мифология)
Буддизм
Резать ножом — освободиться от уз материального мира, невежества и гордости.
Христианство
Мученичество.
Атрибут:
- Варфоломей, Св. — скальпирован (освежевали) заживо / живьем содрали кожу;
- Криспин, Св. (Криспиан);
- Пётр, апостол, Св. — указывает на отсечение им уха Малха;
- Петр Мученик, Св. — вонзенный в череп (иногда);
- Авраам — поскольку он намеревался принести в жертву Исаака.
Психология
Зигмунд Фрейд в своей интерпретации снов связывал нож с фаллосом.
Инверсия символа меча: его короткое остриё олицетворяет примат инстинктивных сил владельца, а длинное остриё меча представляет духовную мощь.
Иллюстрации
Литература
- Топорков А. Л. Одноимённая статья в SMES
- Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX — начала XX в. М., 1990. Вып. 2. С. 67-135 < SMES