Элохим: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Категория:Иудаистическая мифология» на «Категория:Иудаизм»)
м
 
Строка 1: Строка 1:
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
+
[[Файл:00-02-660-000.jpg|250px|thumb|right|Уильям Блейк. И Элохим создал Адама. 1795 г.]]
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:х́
 
 
 
 
 
Основные значения:
 
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
 
[[Файл:00-02-660-000.jpg|250px|thumb|right|Уильям Блейк. И Элохим создал Адама. 1795 г.|ссылка=Special:FilePath/00-02-660-000.jpg]]
 
  
 
:Элохим
 
:Элохим

Текущая версия на 23:42, 5 июня 2023

Уильям Блейк. И Элохим создал Адама. 1795 г.
Элохим
Элогим
евр. elohоm

Одно из обозначений бога в ветхозаветной мифологии (встречается в Библии до 2 тысяч раз). Слово «Элохим», будучи формой множественного числа, несёт в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племён. Однако сама эта форма, согласующаяся в Библии почти всегда с глаголами и прилагательными в единственном числе, выражает, скорее, значение квинтэссенции, высшей степени качества, полноты божественности в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов (ср. «Бог богов» — elohey haelohоm — Втор. 10, 17). Подобная форма множественного числа слов — обозначений бога встречается и в других, более древних семитских мифологиях, например в аккадской, где она свидетельствовала о предпочтении данному богу среди прочих богов; однако в русле иудаистического монотеизма такая форма была переосмыслена как обозначение единого бога. В греческом переводе Библии — Септуагинте слово «Элохим» передаётся существительным единственного числа — oteos («бог»). Корень слова «Элохим» — el (Эл) представляет собой вариант общесемитского обозначения бога (см. Илу, Аллах). Имя Эл также встречается в Библии как самостоятельно, так и в составе божественных имён (напр., во вложенной в уста Мельхиседека формуле el elion — «бог всевышний», Быт. 14, 18, отражающей реальное бытование обоих компонентов у западносемитских народов) и имён теофорных [напр., Михаил (Михаэл), Рафаил (Рафаэл) и др.].

Предполагается, что вследствие того, что слово el обозначало у семитских народов верховное божество, главу пантеона, особенно в завоёванном иудеями Ханаане, ими была принята форма Элохим, которую они этому слову противопоставили как обозначающую бога единого. Архаизирующая библейская поэтическая образность сохранила, однако, некоторые реликты древнейших семитских представлений об Эле как крылатом солнечном боге, известные на почве Финикии, Гебала (Библа); таковы образы бога, простирающего свои крылья над своими птенцами (Втор. 32, 11-12) или в Псалмах.

Имя Элохим, первоначально служившее, таким образом, обозначением бога, переосмысленным в духе иудаистического монотеизма, но восходящим к общесемитскому употреблению, постепенно приобретает в библейских текстах статус имени собственного. В полноте первого значения это имя предстаёт, например, в словах пророка Илии к сомневающемуся народу: «Если господь [яхве] есть бог [-Элохим], то последуйте ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Царств 18, 21). Второе употребление утверждается в религиозной практике в тем большей степени, что на собственно имя бога, открытое им Моисею (см. Яхве) иудаизм накладывает суровые ограничения.

См. также Иудаистическая мифология.

[М. Б. Мейлах MNME ]