Ромул: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:00-03-261-000.jpg|250px|thumb|right|Жан-Огюст-Доменик Энгр. Ромул - победитель Акрона несёт его доспехи в храм Зевса. 1812 г.|ссылка=Special:FilePath/00-03-261-000.jpg]]
+
[[Изображение:00-03-261-000.jpg|250px|thumb|right|Жан-Огюст-Доменик Энгр. Ромул - победитель Акрона несёт его доспехи в храм Зевса. 1812 г.]]
[[Изображение:00-00-353-000.jpg|250px|thumb|right|"Капитолийская волчица" с Ромулом и Ремом. Рельеф из Авентикума. Авенхес (Швейцария), II в.|ссылка=Special:FilePath/00-00-353-000.jpg]]
+
[[Изображение:00-00-353-000.jpg|250px|thumb|right|"Капитолийская волчица" с Ромулом и Ремом. Рельеф из Авентикума. Авенхес (Швейцария), II в.]]
  
 
Легендарный основатель Рима, брат-близнец Рема. Рождены весталкой, изнасилованой, по её словам Марсом. Ее отдали под стражу, а детей было приказано бросить в Тибр. Они спаслись, взращенные волчицей и дятелом, который охранял их и приносил пищу. Волчица, кормит младенца(ев) под деревом; приближается, нашедший их пастух Фавстул; рядом бог Тибра склонился на свою урну. В правление Ромула Рим вырос в размерах и усилился. По разработанному Ромулом плану были похищены [[сабинянки]]. [Ливии, 1:4; Плутарх, 2:4,6]
 
Легендарный основатель Рима, брат-близнец Рема. Рождены весталкой, изнасилованой, по её словам Марсом. Ее отдали под стражу, а детей было приказано бросить в Тибр. Они спаслись, взращенные волчицей и дятелом, который охранял их и приносил пищу. Волчица, кормит младенца(ев) под деревом; приближается, нашедший их пастух Фавстул; рядом бог Тибра склонился на свою урну. В правление Ромула Рим вырос в размерах и усилился. По разработанному Ромулом плану были похищены [[сабинянки]]. [Ливии, 1:4; Плутарх, 2:4,6]

Версия 06:39, 6 июня 2023

Жан-Огюст-Доменик Энгр. Ромул - победитель Акрона несёт его доспехи в храм Зевса. 1812 г.
"Капитолийская волчица" с Ромулом и Ремом. Рельеф из Авентикума. Авенхес (Швейцария), II в.

Легендарный основатель Рима, брат-близнец Рема. Рождены весталкой, изнасилованой, по её словам Марсом. Ее отдали под стражу, а детей было приказано бросить в Тибр. Они спаслись, взращенные волчицей и дятелом, который охранял их и приносил пищу. Волчица, кормит младенца(ев) под деревом; приближается, нашедший их пастух Фавстул; рядом бог Тибра склонился на свою урну. В правление Ромула Рим вырос в размерах и усилился. По разработанному Ромулом плану были похищены сабинянки. [Ливии, 1:4; Плутарх, 2:4,6]

МНМ

Ромул
Romulus

В римской мифологии основатель и эпоним Рима. О происхождении Р. и его брата-близнеца Рема существовали различные версии: они — сыновья или внуки Энея; сыновья дочери или рабыни альбанского царя Тархетия и духа домашнего очага Лара; сыновья Реи Сильвии и Марса (Plut. Romulus 1-2; Serv. Verg. Aen. VI 774). Близнецов, брошенных по приказанию царя Амулия (дяди Реи Сильвии) в Тибр, вынесло на берег под смоковницей, посвящённой Румине, богине вскармливания новорождённых. Там их охраняли и кормили дятел и волчица, потом дети были найдены пастухом Фаустулом, который вместе со своей женой Аккой Ларентией воспитал их. Став взрослыми и узнав о своём происхождении, близнецы собрали отряд беглецов и разбойников, убили Амулия, вернули власть в Альба-Лонге деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Братьям, ожидавшим необходимого для начала всякого дела знака воли богов — авгурия, явились коршуны: шесть — Рему на Авентине и двенадцать — Р. на Палатине, что предвещало двенадцать веков существования города. С этим связывалось установление в Риме авгурий — гаданий по полёту и поведению птиц. Первым авгуром считался Р.; его авгуральный жезл (lituus), которым авгуры отмечали на небе зоны будущего полёта птиц, хранился как особая святыня в курии салиев и якобы не сгорел при её пожаре (Cic. De divinatione I 17). Рем, завидуя предпочтению, оказанному богами брату, стал над ним насмехаться и в разгоревшейся ссоре был убит. Городу, основанному согласно этрусским правилам, Р. дал своё имя и стал его первым царём, учредителем его основных институтов (сената, всадничества, деления народа на патрициев и плебеев, патроната первых над вторыми, легионов и пр.). Для увеличения населения Р. учредил в священной роще бога Лукариса убежище для беглецов, свободных и рабов, массами стекавшихся в Рим. Так как окрестные племена не желали выдавать за них замуж своих дочерей, Р. пригласил на праздник в честь бога Конса соседних сабинян с их жёнамии дочерьми и дал приказ римлянам по условленному знаку хватать девушек. Сам Р. женился на Герсилии. Похищение сабинянок привело к войне с царём сабинян Титом Тацием и его союзником царём Ценина Акроном. Убив последнего в поединке, Р. посвятил его доспехи (spolia opima — доспехи и оружие убитого царя) у священного дуба Юпитеру Феретрию («сражающему»), устроив праздник и торжественное шествие, предвосхищавшее триумф (см. рис.). Храм он посвятил Юпитеру Статору («останавливающему») в благодарность за то, что бог остановил его обратившееся было в бегство войско. При посредничестве Герсилии и других сабинянок с сабинянами был заключён мир и союз. Р. разделил власть с Титом Тацием, и их объединившийся народ стал называться «римский народ квиритов» (по имени Р. и родины Тация города Куры). Они стали почитать общих римских и сабинских богов, совместно справлять луперкалии и матроналии, повиноваться общим законам. Народ был разделён на три трибы: Рамнов (в честь Р.), Луцеров (по одной версии, происхождение этого названия неизвестно, по другой, — оно было дано в честь союзника Р. этруска Лукумона) и Татиев (или Тициев) (в честь Тита Тация). После смерти Тация Р. стал править один, ведя победоносные войны с соседями и раздавая народу завоёванные земли, что настроило против него патрициев. Когда на 38-м году царствования Р. внезапно исчез, народ, думая, что его убили сенаторы, был готов к возмущению (с этим связывали установление праздника поплифугии, «бегство народа»). Однако Р. явился некоему Юлию Прокулу и велел передать народу, что он вернулся на небо к своему отцу и стал теперь богом Квирином, покровителем Рима. Он призывает римлян и их потомков быть мужественными и упражняться в военном деле, что даст им невиданное могущество, и тогда никто не сможет противостоять римскому оружию (Plut. Romulus; Ovid. Fast. I 3-16). С именем Р. были связаны древнейшие святыни и ритуалы Рима («хижина Р.», «гробница Р.» — на месте древних комиций, руминальская смоковница, бег луперков вокруг Палатина, в котором участвовали некогда Р. и Рем, живя у Фаустула; коллегия Арвальских братьев, в которую Р. входил вместе с одиннадцатью сыновьями Акки Ларентии). Миф о Р. впитал различные элементы: древнейшие мотивы близнечных мифов, общеиталийские мотивы об основателях городов (напр., о Цекуле, об основателе города Куры) и общеиндоевропейские представления (по мнению Ж. Дюмезиля) о борьбе и союзе богов трёх социальных функций (Р., Лукумон и Тит Таций). По мере развития «римского мифа» (см. в ст. Римская мифология) миф о Р. обогащался идеями о богоизбранности римского народа и о предначертанном ему господстве над миром.

Е. М. Штаерман


[Мифы народов мира. Энциклопедия: Ромул, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 6705 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 389 Словарь)]