Чакравартин: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Категория:Буддийская мифология» на «Категория:Буддизм»)
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 25: Строка 25:
  
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 14:11, 6 июня 2023

чакраватин; чакрава́ртин — санскр. cakravartin — букв. «тот, который поворачивает колесо»

В буддийской мифологии идеальный царь, устанавливающий во всём мире царство справедливости. Чакраватины рождаются в кальпе, когда будды не появляются в мире. Они, как и будды, имеют махапурушалакшаны, и их рождение сопровождается теми же чудесами, что и рождение будд.

Каждый чакраватин имеет т. н. семь сокровищ:

  • колесо, летающее по воздуху, при помощи которого чакраватин и его войско могут достигать любой точки мира;
  • слона и коня, обладающих сверхъестественными способностями;
  • драгоценный камень, излучающий свет на далёкие расстояния;
  • царевну, отличающуюся красотой и внутренним достоинством и принадлежащую к определённым высоким королевским родам;
  • мудрого советника и удачливого полководца, в качестве которого выступает старший сын чакраватина (вообще, чакравртин имеет сто сыновей).

«Только тот властитель возвышается до колесного императора, который ведет святой образ жизни и которому является небесное колесное сокровище. Этот Хакравартин занимает — первый признак сокрытых здесь космологических структур — семикратно опоясанный дворец, стены которого выложены семью видами драгоценных камней, а ворота, расположенные в четырех местах, лучатся золотом, серебром, бериллом и хрусталем… Когда новый царь стал вести святой образ жизни и следовать нравственным заповедям, колесо со своими тысячью спицами, ободом и ступицей (оно исчезло со смертью предшественника) снова взошло и покатилось на восток. Царь следовал его движению и завоевывал походя территории во всех странах света. Так это колесное сокровище в победоносном движении одолело омываемую океаном землю и затем снова вернулось в царский дворец».

В.Мюллер, 1961 г.

Мюллер сравнивает это государственное сокровище с «колесной брошью ирландских королей (родственной и сходной драгоценностью, тоже передаваемой по наследству от одного венценосца другому)».

00-00-000-000.jpg

См. также:


Будда
Колесо
Чакра

Махапурушалакшана

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Zimmer H., Philosophies of India, Princeton, 1951, p 127 — 39 < MNME
  • Kongtrul J., The Torch of Certainty, Boulder — L., 1977 < MNME

Примечания и комментарии