Амур: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 139: | Строка 139: | ||
: лат. Amor — букв. «любовь» | : лат. Amor — букв. «любовь» | ||
В [[Римская мифология|римской мифологии]] божество любви. Соответствует греческому [[Эрот]]у. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амур, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 445 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 72 Словарь)] | В [[Римская мифология|римской мифологии]] божество любви. Соответствует греческому [[Эрот]]у. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амур, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 445 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 72 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Рим]] |
Текущая версия на 09:44, 9 июня 2023
Триумф Любви / Купидон
- Купидон < лат. cupido, «сильная страсть»
В римской мифологии божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Купидон, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 4264 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 30 Словарь)]
Эмблематика
- «Купидон, Амур, или любовь, изображается прекрасным нагим младенцем или отроком, или юношею с крыльями лазоревого, пурпурового и золотого цветов, с луком, колчаном и стрелами. Иногда с с горящим факелом и с завязанными очами. Иногда держащим перст на устах.»
- СЭ-144,с.39.
Амур с пылающим сердцем в руке
- Символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.
- Эмблемата-2; табл.13-1, с.157
Амур, укрывающий своей рукой зажженный факел
- Символ предостережение от пренебреженния или выставления напоказ любви, которую зажгли в другом человеке.
- Эмблемата-2; табл.13-3, с.157
Амур, изымающий сердце из терний
- После боли приходит удовольствие.
- «Символ того, что мы должны формировать наши чувства и склонности характера таким образом, чтобы они могли полностью соответствовать тому, с чем мы хотели бы их соеденить».
- Эмблемата-2; табл.13-5, с.157
- «Символ того, что мы должны формировать наши чувства и склонности характера таким образом, чтобы они могли полностью соответствовать тому, с чем мы хотели бы их соеденить».
Амур, ударяющий сердцем по наковальне
- Символ усмирения страстей и согласования сердечных порывов с благими устремлениями.
- Эмблемата-2; табл.13-7, с.158
Слепой Амур, ведомый собакой
- Символ любви сопровождаемой верностью
- Эмблемата-2; табл.13-9, с.158
Амур, улетающий с одним из выбранных сердец
- Символ достаточности одного правильного выбора.
- Эмблемата-2; табл.13-11, с.158
Амур, удящий рыбу
- Символ предостережения от беспокойства и трудностей от неосторожно проглоченной приманки любви.
- Эмблемата-2; табл.13-14, с.159
Амур с завязанным ртом
- Символ интимность в любовных делах.
- Немота и тайна, но не слепота.
- Эмблемата-2; табл.16-1, с.169
- Немота и тайна, но не слепота.
Два Амура, одаривающие друг друга сердцами
- Символ любви с истинным обменом сердец.
- Эмблемата-2; табл.16-3, с.169
Амур, прививающий дерево
- Символ заботы и ухаживания, способствующих возникновению, росту, процветанию взаимной любви и принесению плодов.
- Эмблемата-2; табл.16-5, с.170
Амур, плачущий у надгробья
- Я оплакиваю ее смерть и свою жизнь.
- Символ истинной любви.
- «У двух любящих одно сердце,
- Они вместе живут и оба вместе умирают».
- Эмблемата-2; табл.16-7, с.170
Амур, оставивший свое оружие, чтобы следовать сердцу
- Я пренебрег всем ради тебя.
- Символ символ безоговорочной жертвы ради любви.
- Эмблемата-2; табл.16-11, с.170
Амур, льющий воду на пылающее сердце
- Ему никогда его не потушить.
- Символ негасимости истинной любви.
- Эмблемата-2; табл.16-14, с.170
Амур с луком, но без стрел. //Я заимствую стрелы у глаз прекрасной. [СЭ-II,таб.21-12,с.193]
Амур, держащий в руках три сердца. //Возьми самое верное. символ того, что при выборе спутника жизни нам следует быть очень осмотрительным и не хвататься за первого попавшегося под руку, а сделать это только после неоднократных испытаний и приобретения определенного опыта. [СЭ-II,таб.38-4,с.267]
Амур, сидящий у основания колонны, на вершине которой расположено сердце. //Я терпеливо жду. символ постоянства, который означает, что нет таких мучений и жертв, на которые бы не пошел верный возлюбленный, пока у него есть хотя бы малейшая надежда на обладание объектом своей любви. [СЭ-II,таб.38-8,с.267]
Амур, уносящий сердце прочь от чудовища с несколькими головами и заостренным хвостом, на котором видно жало. символ зависти и злословия. //Вопреки зависти. Подлинная любовь, несмотря на коварство, зависть и хулу, всегда восторжествует н убережет своего любимого от всех напастей. [СЭ-II,таб.38-10,с.267]
Амур, улетающий с одним из выбранных сердец. //Я желаю лишь одного. Если вы сделали правильный выбор, вполне достаточно одного сердца, и оно удовлетворит все ваши желания. [СЭ-II,таб.38-12,с.268]
Амур, ведущий битву с драконом. //Подлинная любовь способна все превозмочь. Любовь не страшится опасностей. Она непобедима и даже труса превращает в храбреца [СЭ-II,таб.38-14,с.268]
Амур с луком за спиной, держащий в одной руке горящий факел, в другой — колчан. //Здесь мои стрелы уже не нужны. символ говорит о том, что если пламя любви уже разожжено (горящий факел), стрелы уже не нужны. [СЭ-II,таб.41-2,с.280]
Амур, несущий штандарт на плечах. //Я либо заслужу, либо умру. символ указывает на героическую, доблестную любовь. Ведь не всегда любовь порочна, Но часто подвигает ум на подвиг, На ратные дела зовет -Жестокого смягчает, А труса превращает в храбреца. [СЭ-II,таб.41-6,с.281]
Амур, приделывающий черепахе крылья. //Ей надо помочь взлететь. символ означает, что любовь снабжает нас крыльями, и дажесамые медлительные и нерешительные люди летят к объекту своей любви. [СЭ-II,таб.41-8,с.281]
Амур, плывущий на своем колчане по воде, используя свой плащ в качестве паруса. //Любовь средства найдет символ хитроумия и военных хитростей и изворотливости^ которыми отличаются влюбленные [СЭ-II,таб.41-10,с.282]
Амур с сердцем в руке. //Я обладаю всем, что я желал. символ показывает, что любовь, ставшая обладательницей сердца любимого человека, ничего больше не желает в дополнение к своему счастью. [СЭ-II,таб.41-12,с.282]
Амур, тянущий за веревочку. //Чем дальше я забираюсь, тел больше у меня проблем. Смысл этого символа заключается в том, что чем больше расстояние от любимого, тем больше возрастает беспокойство за него. j [СЭ-II,таб.41-14,с.282]
Амур, вынимающий сеть, полную сердец. //Никто не спасется от меня. символ олицетворяет собой те трудности, которые встают перед человеком, решившимся ускользнуть из сетей и силков любви, и то вознаграждение, которым обычно увенчиваются его низменные устремления. [СЭ-II,таб.42-4,с.286]
Амур, принимающий женщину в цепях. //Я суров, помогу принести радость. символ демонстрирует нам, что цепи любви в равной степени несут как множество страданий, так и великое множество радостей. В лучшем случае, мы можем сказать, что она является радостной мукой. [СЭ-II,таб.42-6,с.286]
Амур с сердцем на подушке. //Моему сердцу легко и радостно. Человеку следует делать все, что только в его силах, чтобы доставить удовольствие, радость и успокоение сердцу своего возлюбленного. [СЭ-II,таб.42-10,с.286]
Отдыхающий Амур, забросивший лук и стрелы. //То, что другим придает силы, мне приносит лишь вред. символ бездействие является врагом любви, которую постоянно следует поддерживать в бодром и жизнеспособном состоянии посредством непрерывных упражнений и резвости духа. [СЭ-II,таб.42-12,с.287]
Амур, поражающий многочисленными стрелами нагрудник лат //Я тебя непременно завоюю. символ означает, что от любви невозможно отбиться, и ничто не в состоянии противостоять ее власти. Единственный способ ее избежать — немедленно обратиться в бегство. Человек, который еще размышляет, пропал. [СЭ-II,таб.42-12,с.287]
Амур, зажигающий сухой мох при помощи кремня и огнива. //Я это зажгу. Даже Амур без заботы, старания и мучений, не в состоянии вызвать это пламя. [СЭ-II,таб.52-12,с.326]
В СЭ весьма часто упоминается в составе аллегорий и персонификаций:
Полдня — с Венерой и Аполлоном, СЭ-193,с.45.
Рядом с персонификацией Веселья или Радости, играющий на арфе. СЭ-64,с.31.
его атрибутом считается горящий факел (светильник) СЭ-314,с.58: колчан и лук со стрелами СЭ-296,с.57.
+++
АМУР, или Купидон (греч. Эрот), — античное воплоще-ние неожиданно появившейся люб-ви в ее радостно-игривой форме. Он изображается преимуществен-но голым мальчиком с крыльями и луком и стрелами в руках, кото-рый стреляет в сердца не только людей, но и богов и побуждает их этим к любви. Будучи сыном бога войны Марса (греч. Арес) и Венеры (греч. Афродита), он создавал столько путаницы, что мать вы-нуждена была часто запирать его или бить. В эллинистические вре-мена его образ зачастую умножал-ся и возникали целые группы аму-ров или эротов, которые были изо-бражены в Помпеях в настенной росписи, а также на керамике. Они служили образцами фигурок детей барокко и рококо, которые были преобразованы в христианизиро-ванную форму ангелочков. В ан-тичных сказках об Амуре и Психее
Амурчики, олицетворяю-щие власть любви. В. Картари, 1647 г.
Амур. Гюстав Доре (1832—1883)
бог любви представлен в виде мо-лодого красивого мужчины, кото-рый доставляет своей любимой сначала много забот, но в конце одаривает ее идеальным счастьем (в «Метаморфозах» Апулея из Ма-давры, 2 в.). В средневековом со-брании новелл «Геста Романорум» (ок. 1300) описывается бог любви по статусу с четырьмя крыльями; на первом можно было прочитать: «Первая любовь крепкая и боль-шой силы. Ради любимого сущест-ва она терпеливо сносит всякую нужду и бедствия». На втором: «Настоящая любовь не ищет Ва-шего, а дает Свое». На третьем: «Настоящая любовь уменьшает страх и печаль, и она не боится их». Наконец, на четвертом: «На-стоящая любовь таит в себе закон, который никогда не устаревает, а всегда остается молодым».
лат. — Амур; греч. — Эрот.
Бог любви.
Хотя это одна из младших фигур в греческой и римской мифологии, Купидон был широко представлен как в эллинистическом искусстве, так и в эпоху Возрождения и позднее.
Его роль в искусстве имеет во многом символическое значение: он изображается на картинах (хотя и не принимая участия в самих сюжетах) порой как указание на то, что данный сюжет — любовная история. Так, во многих примерах, где девушки оказываются соблазненными Юпитером, Купидон витает над влюбленными; или, когда Адонис берет пояс Венеры, Купидон дремлет под деревом, своим присутствием указывая на то, что помыслы Адониса обращены куда-то в другое место.
Купидон играет с оружием Марса или вырезает лук из дубины Геркулеса, символизируя тем самым, что любовь способна обезоружить сильного.
Часто у него завязаны глаза — и не только потому, что любовь слепа, но как намек на мрак, с которым ассоциируется грех.
Купидон наказан теми, кто разочарован его действиями, особенно Дианой и Минервой, олицетворяющими целомудрие.
Хотя древние греки связывали с Эротом представления о глубочайших, и сильнейших проявлениях человеческой природы, они наделили его малым ростом, и в искусстве он предстает очаровательным крылатым малышом.
В эпоху Возрождения он изображался в виде юноши с крыльями; художники барокко часто превращали его в пухленького малыша.
Его традиционными атрибутами являются лук, стрела и колчан.
Перевернутый и потухший факел, который иногда держит сидящий Купидон, означает, что земные наслаждения прошли. В этом смысле Купидон часто фигурирует в христианской надгробной скульптуре.
Небесный шар (см. ДЕРЖАВА) символизирует универсальность любви.
Колесницу Купидона могут везти, согласно описанию в «Триумфе Любви» Петрарки (см. ТРИУМФ), четыре белые лошади или козлы (хорошо известный символ сексуальности).
- Воспитание Купидона
- Наказание Купидона
- Купидон, ужаленный пчелой
- Эрот и Антерот
- Амур-победитель
- Амур и Психея
МНМ
- лат. Amor — букв. «любовь»
В римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амур, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 445 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 72 Словарь)]