Европа: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Европа, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2672 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 421 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Европа, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2672 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 421 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 14:09, 9 июня 2023
Симон Вуэ "Похищение Европы", 1629
"Похищение Европы", французская школа XVIII век
Франсуа Буше "Похищение Европы", 1734
Похищение Европы («Мет.», 2:836-875).
Европа — дочь Агенора, царя Тира. Юпитер влюбился в нее и, в образе белого быка, явился ей на берегу моря. Обманутая добрым нравом быка, она увила гирляндами цветов его рога и взобралась на его спину. Юпитер устремился прочь, унося ее в море. Добравшись до острова Крит, овладел ею, в своем обычном облике.
Европа может изображаться взбирающейся на быка, ей помогают подруги; или животное с девушкой на спине устремляется к воде. самая распространенная сцена изображает его погружающимся в волны, испуганная Европа хватается за рог, ее подруги стоят на далеком уже берегу. Рядом летают маленькие амуры; один может ехать на дельфине — атрибуте Венеры.
«Морализованный Овидий» (средневековое христианско-аллегорическое толкование классических мифов), представлял Юпитера как прообраз Христа, несущего человеческую душу на небо.
МНМ
- Европа — греч. Eyropn
В греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс похитил её, то ли превратившись сам в смирного быка (Apollod. III 1, 1), то ли послав за ней быка (Ps.-Eratosth. 14). На спине этого прекрасного белого быка Е. переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа (Apollod. III 1, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звёздного»), усыновившего и воспитавшего её детей от Зевса (III 1, 2). С мифом о Е. связана история её брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Apollod. III 1, 1; Hyg. Fab. 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Е. выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество. Её имя означает «широкоглазая» (эпитет луны) или «широкогласная», она является коррелятом древнего Зевса Евриопа («широкогласного»), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Е. к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у неё сын Додон — покровитель святилища Додоны (Steph. Byz., v. Dodone). B Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Е., а её сыном Трофоний — хтонический демон (Paus. IX 39, 4). Е. сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними (в Сидоне Е. не отличалась от богинь Селены и Астарты). Она наделена растительными и животными функциями, образ её объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Hymn. Hom. XXXI 4 след.).
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М, 1957, Vьrtheim J., Europa, Amst, 1924
А. Ф. Лосев
Сохранились памятники античного искусства, посвященные сюжету похищения Е. (см. рис.) (произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях). В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения — в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до сер. 18 в. (А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Я. Бассано, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени (см. рис.), Я. Йорданс, Рембрандт, К. Лоррен, А. Куапель, А. Ватто, Ф. Буше и др. (см. рис.)). Среди произведений пластики эпохи Возрождения — рельеф Филарете на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме (15 в.). Из опер 18-20 вв. наиболее значительная «Похищение Е.» Д. Мийо.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Европа, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2672 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 421 Словарь)]