Рождение Диониса: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Природу небесных богов, которая превосходит все человеческие силы, символизирует миф о греческой царевне Семеле, в котором отец богов Зевс выступает в роли мужчины-молнии ("зачатие"). "Когда Зевс пообещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он пришел к ней со сватами, как он приходил к Гере. Зевс не мог взять свое слово обратно и прибыл в ее покои на колеснице с зарницами и ударами грома и метнул молнию. Испуганная Сумела потеряла сознание; она родила через шесть месяцев ребенка, которого Зевс выхватил из (разожженного им) огня и зашил в свое бедро" (Библиотека Аполлодора, 26 и след.); ребенком был бог веселья (опьянения) Дионис, которого Зевс, опасаясь своей ревнивой супруги Геры, превратил в козленка. См. Вакх. | Природу небесных богов, которая превосходит все человеческие силы, символизирует миф о греческой царевне Семеле, в котором отец богов Зевс выступает в роли мужчины-молнии ("зачатие"). "Когда Зевс пообещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он пришел к ней со сватами, как он приходил к Гере. Зевс не мог взять свое слово обратно и прибыл в ее покои на колеснице с зарницами и ударами грома и метнул молнию. Испуганная Сумела потеряла сознание; она родила через шесть месяцев ребенка, которого Зевс выхватил из (разожженного им) огня и зашил в свое бедро" (Библиотека Аполлодора, 26 и след.); ребенком был бог веселья (опьянения) Дионис, которого Зевс, опасаясь своей ревнивой супруги Геры, превратил в козленка. См. Вакх. | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 14:09, 9 июня 2023
Апологет Афинагор Афинянин, критикуя античную мифологию о Кроносе," ... затем как он совокупился со своей дочерью Персефоной, изнасиловав ее в виде змея: от нее у него и родился сын Дионис. [...] И что святого или достойного в этих сказках, чтобы мы поверили, что Кронос, Зевс, Кора и прочие суть боги?"36.
Эти мифы достойны внимания потому, что в них излагаются сценарии космических браков, ... Именно от Зевса, обернувшегося змеем, она родила Диониса-Загрея. В поэме Нонна Панополитанского "Деяния Диониса" эта ситуация выглядит так: "О Персефона - дева, не можешь ты брака избегнуть: / Замуж тебя выдают - и справляешь ты свадьбу с драконом, / Ибо, лицо изменив, сам Зевс, в переменах искусный, / Мужем проник, извиваясь как змей по любовному следу. / В самые недра девичьей пещеры, окутанной мраком" (Нонн Панополитанский. VI. 155-159).
Природу небесных богов, которая превосходит все человеческие силы, символизирует миф о греческой царевне Семеле, в котором отец богов Зевс выступает в роли мужчины-молнии ("зачатие"). "Когда Зевс пообещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он пришел к ней со сватами, как он приходил к Гере. Зевс не мог взять свое слово обратно и прибыл в ее покои на колеснице с зарницами и ударами грома и метнул молнию. Испуганная Сумела потеряла сознание; она родила через шесть месяцев ребенка, которого Зевс выхватил из (разожженного им) огня и зашил в свое бедро" (Библиотека Аполлодора, 26 и след.); ребенком был бог веселья (опьянения) Дионис, которого Зевс, опасаясь своей ревнивой супруги Геры, превратил в козленка.
Греческие мифы о Дионисе приписывали первое из двух его рождений удару молнии Зевса.
[Мет.,3:310-312]. Бахус был рожден от бедра своего отца Юпитера. Он был вшит в него Меркурием после того, как его мать Семела была испепелена молнией Юпитера, будучи на шестом месяце беременности. Меркурий передал родившегося младенца нимфам, жившим в гроте на горе Ниса, чтобы они заботились о нем. Меркурий изображается с Бахусом, которого он убаюкивает, держа на одной руке; в другой: у него кадуцей. Или по-другому: нимфа только что получила младенца и пристально и с обожанием его разглядывает. Они могут лежать в заводи в гроте. В тенистом месте крупными гроздьями растет виноград. В небе летает орел Юпитера, или сам Юпитер лежит на своем ложе высоко в облаках. О его рождении существует много легенд. По наиболее известной, Зевс обольстил Семелу. Когда ревнивая супруга узнала, что Семела беременна, она приняла облик повивальной бабки и уговорила Семелу попросить Зевса, чтобы тот явился перед ней в своем истинном облике. Зевс долго отнекивался, по в конце концов посетил Семелу в виде молнии, и огонь сжег несчастную влюбленную. Зевс спас нерожденного ребенка из чрева матери и взял его с собой. Гермес принес ребенка к нимфам, они и вырастили Вакха, наряжая его в девичьи платья. Воспитание Диониса как девочки (кстати, так же воспитывался и Ахилл) напоминает принятый на Крите обычаи воспитывать мальчиков до наступления половой зрелости в темноте, то есть в женских покоях.
Природу небесных богов, которая превосходит все человеческие силы, символизирует миф о греческой царевне Семеле, в котором отец богов Зевс выступает в роли мужчины-молнии ("зачатие"). "Когда Зевс пообещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он пришел к ней со сватами, как он приходил к Гере. Зевс не мог взять свое слово обратно и прибыл в ее покои на колеснице с зарницами и ударами грома и метнул молнию. Испуганная Сумела потеряла сознание; она родила через шесть месяцев ребенка, которого Зевс выхватил из (разожженного им) огня и зашил в свое бедро" (Библиотека Аполлодора, 26 и след.); ребенком был бог веселья (опьянения) Дионис, которого Зевс, опасаясь своей ревнивой супруги Геры, превратил в козленка. См. Вакх.