Эдип: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 79: | Строка 79: | ||
Миф об Эдипе (в античной литературе разработанный также Сенекой в "Эдипе" и Стацием в "Фиваиде") был объектом аллегорического истолкования в средневековой литературе. | Миф об Эдипе (в античной литературе разработанный также Сенекой в "Эдипе" и Стацием в "Фиваиде") был объектом аллегорического истолкования в средневековой литературе. | ||
К образу Э. обращались Вольтер («Эдип»), Шелли («Эдип — царь») и др. | К образу Э. обращались Вольтер («Эдип»), Шелли («Эдип — царь») и др. | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 14:20, 9 июня 2023
Античность
Эдип убил своего отца, приняв за разбойника. Посох, ударом которого Эдип убивает Лая, идентичен с палицей, королевским оружием (15).
Придя в Фивы о обнаружил перед воротами города Сфинкса — существо с лицом и грудью женщины, и телом льва. Она задавала каждому проходившему загадку, и того, кто брался, но не мог справиться с этой задачей, Сфинкс разрывала на части. Так она погубила сына нового царя, и тот объявил, что отдаст царство и руку царицы Иокасты, матери Эдипа, тому, кто избавит город от монстра.
Разгадав загадку Эдип женится на собственной матери и становится царем.
В наказание за эти непредумышленно совершенные преступления боги насылают эпидемию, которая прекратится только тогда, когда преступники будут наказаны. Много позже, когда у него уже было четверо детей от Иокасты, Эдип узнает, с кем он состоял в браке.
Иокаста повесилась, а Эдип ослепляет себя и нищим скитается по своему царству.
Позднее боги делают человека, ставшего «без вины виноватым», облагороженным героем.
«У разверстой бездны он ожидает своего бога, который позвал его, но нельзя было понять, шел ли голос с небес или из подземного царства. Старик исчез — беззвучно и мягко, словно на крыльях духа, увлекаемый в глубину. Но Тесей, который единственный сопровождал его до порога, прикрыл глаза рукой, как перед божественньш ликом».
В сюжете «Эдип и Сфинкс» он изображается стоящим перед монстром в размышлении. На земле кости предыдущих жертв.
В некоторых версиях мифа об Эдипе местом его роковой встречи с отцом и Сфинксом стал перекресток — в данном случае аллегория судьбы.
Психология
Ранке-Гравес усматривает в Эдипе образ «нового царя», который убивает «старого царя», символически рассматриваемого как отца, и занимает его место, так как каждому властителю был положен только определенный срок правления — «обычай, который патриархальные победители (над более старым общественным порядком) ложно поняли как отцеубийство и кровосмешение. Теория Фрейда, согласно которой эдипов комплекс есть свойственный всем людям инстинкт, базируется на этом неверно истолкованном рассказе». Факт, что герой легенды никогда не испытывал желания к своей известной ему матери, но только в матриархальном смысле «вошел через брак» в чужую власть, как это описывается и в сказках, где странствующие подмастерья вместе с рукой дочери царя приобретают и само царство.
Ангельские черты Гамлета заставляют считать его символом и прообразом Эдипа — смертного, страдающего от привязанности к этому миру, от материальности существования; от того, что своим происхождением он обязан существу, которое он мог бы убить, и которое, возможно, убьет его (для сравнения: у Фрейда — первобытный обычай убийства отцом своего первенца).
Наиболее распространенная интерпретация видит в мифе фантазии, переживаемые каждым ребенком на основе своего опыта. Фрейд отводил Эдипову комплексу центральное место в своей сексуальной теории и возвел миф в ранг самого популярного в XX веке..
При более глубоком ракссмотрении, Эдип переживает три типичных опыта человеческого бытия.
— Вначале он, находясь в полном неведении, слепо отдаваясь судьбе, убивает отца и женится на матери.
— Он решает вечную .загадку Сфинкс, древний вопрос: «Что я семь?» — и тем самым становится человеком.
— Когда же Он постигает её…
ЛИТЕРАТУРА
«Поэтическое оформление материала придало сюжету глубину и обеспечило популярность через проникновение в этическую проблему вины».
Драмы: Софокла (496—406 до н. э.:) «Царь Эдип»,
«Эдип в Колоне»
Еврипида (480—406 до н. э.). «Финикиянках».
МНМ
- гр. Oidipoys
В греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдип («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья (Schol. Eur. Phoen. 26-28, Hyg. Fab. 66, 67). Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, то есть люди, не знающие о месте его рождения. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына (Schol. Eur. Phoen. 1760). В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Phoen. 45-52). Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше VII в. до н. э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.
Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа Согласно «Одиссее» (XI 271—280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. V в. до н. э. Ферекид (frg. 48) называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше.
Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине.
В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечном счёте приводит к тому же результату; обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.
Лит.:
- Аверинцев С. С., К истолкованию символики мифа об Эдипе, в сб.: Античность и современность, М., 1972;
- Пропп В. Я., Эдип в свете фольклора, в его кн.: Фольклор и действительность, М., 1976;
- Robert С., Oidipus, Bd 1-2, В, 1915;
- Deubner L., Oedipusprobleme, В., 1942;
- Webster Т. В. L., The tragedies of Euripides, L., 1967;
- Astier C., Le mythe dOedipe, P., 1974;
- Ярхо В. Н., «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла, «Вопросы литературы», 1978, No 10.
- [В. Н. Ярхо MNME ]
Миф об Эдипе (в античной литературе разработанный также Сенекой в "Эдипе" и Стацием в "Фиваиде") был объектом аллегорического истолкования в средневековой литературе.
К образу Э. обращались Вольтер («Эдип»), Шелли («Эдип — царь») и др.