Асклепий: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция») |
||
Строка 84: | Строка 84: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Асклепий, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 755 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 115 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Асклепий, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 755 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 115 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 15:36, 9 июня 2023
Нумизм с.18, кол.1
СМ. АПОЛЛОН (10): ЗМЕЯ.
Греч. / Лат. Эскулап
Бог врачевания. Согласно Гомеру (в поздней мифологии), он был смертным сыном нимфы Корониды и Аполлона (вар.: Арсинои, дочери Левкиппа), и связан с последним как бог исцеления.
Когда Коронида предпочла Исхия Аполлону тот узнал об этом от ворона. Он окрасил бывшие белыми перья ворона в черный цвет, а Корониду убил. Младенца из ее чрева Аполлон вынул когда тело Корониды сжигали на погребальном костре; он принес его на воспитание кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Apollod. Ill 10, 3; Pind. Pyth. Ill 8-53).
Афина дала Асклепию кровь из жил горгоны: та, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой части - использовалась Асклепием, чтобы воскрешать мертвых (Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.). Разгневанный Зевс поразил Асклепия молнией за то, что он нарушил царящий в мире порядок, ведь жизнями и смертями распоряжался Аид. (Apollod. Ill 10, 3-4).
От Эпионы у Асклепия были два сына Подалирий и Махаон (Махаон погиб в Троянской войне ), - тоже прекрасные врачи (Нот. II. IV 194; XI 518). Среди дочерей Асклепия – Гигиея (Здоровье) и Панакея (Панацея, "всецелительница") (Женские коррелаты Асклепия (???). ).
Главные его святилища находились на острове Кос и в Эпидавре. Существовало святилище на склоне афинского Акрополя. Знаменитые врачи острова Кос, где работали Гиппократ и его ученики, считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами.
Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3).
Непременный атрибут Асклепия – змея (или две), получавшая в храме жертвенные приношения (Aristoph. Plut. 732-742). Змея – не только атрибут: сам Асклепий – змей. Он также изображается с жезлом, обвитым змеёй. Позже его символом стала чаша, также обвитая змеей.
Когда больной выздоравливал, в жертву Асклепию приносили петуха. Платон цитирует последние слова Сократа о том, что он должен петуха Асклепию, имея в виду смерть как высшее лекарство от жизни.
В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы и представление о передаче богами своих функций детям-героям, которые дерзко нарушают равновесиемира, установленное олимпийцами.
В римской мифологии с Асклепием отождествляется римский бог врачевания Эскулап.
Культ Асклепия был введен в Риме в нач. 3 в. до н. э. (После чумы в 233 до н. э..), вместе с "Оракулами Сивилл" (собрание предсказаний). На одном из островов Тибра была выпущена привезенная из Эпидавра змея и был основан храм.
Литература
Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.
Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,
Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине, -
Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.
Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.
[Гомеровский гимн Асклепию]
Библиография
Herzog R. Die Wunderheilung von Epidauros. Lpz., 1931
Edelstein E. J., Edelstein L. Asclepiua. A collection and interpretation of the testimonies, vol. 1-2, Bait., 1945;
Kerenyi K. Der gottliche Arzt, 2 Aufl., Darmastadt, 1956.
Искусство
Большинство дошедших античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы.
Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова А. с острова Мелос и др.);
изображался А. также на геммах и монетах.
В средние века А. встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов.
Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов.
Уже в эпоху Возрождения А. как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя А. работы Франческо ди Джордже - редкое исключение).
В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении А. (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец А., а сам Аполлон. "
Змей - одна из ипостасей Эскулапа как спасителя и целителя
МНМ
- Асклепий
- греч. Asklnpios
В греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии, - Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца А. и принёс его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Apollod. III 10, 3; Рind. Pyth. III 8-53). A. пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил А. перуном (Apollod. III 10, 3-4). Сыновьями А. были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи (Ноm. Il. IV 194; XI 518). Среди дочерей А. - Гигиея и Панакея - женские коррелаты А. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертвенные приношения (Aristoph. Plut. 732-742). На острове Кос находилось известное святилище А., знаменитые врачи острова Кос считались потомками А. и назывались Асклепиадами. А, мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В образе А. сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея не только атрибут А., но и сам А.-змей) и представление о передаче божественных функций детям богов - героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами (см. рис.). В римской мифологии А. именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н.э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезённая из Эпидавра змея, был основан храм бога (см. рис.).
Лит.: Herzog R., Die Wunderheilung von Epidauros, Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L., Asclepius. A collection and interpretation of the testimonies, vol. 1-2, Balt., 1945; Kerйnyi K., Der gцttliche Arzt, 2 Aufl., Darmastadt, 1956.
A. A. Taxо-Гoди
Большинство дошедших до нас античных изображений А. составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова А. с острова Мелос и др.); изображался А. также на геммах и монетах. В средние века А. встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения А. как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя А. работы Франческо ди Джорджо - редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении А. (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец А., а сам Аполлон.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Асклепий, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 755 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 115 Словарь)]