Диана: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция»)
 
Строка 145: Строка 145:
  
 
Если присмотреться, то в средневековой ведьме мы также находим все аспекты, свойственные Диане, сумму всех исторических значений, напластовавшихся друг на друга. Она — акушерка, она — Великая Мать, девственница, которой не нужны мужчины (так же как дочери фараона, она терпит рядом с собой только одного мужчину — собственного брата), ангел смерти и, наконец, всепрощающая Мать всех несчастных.
 
Если присмотреться, то в средневековой ведьме мы также находим все аспекты, свойственные Диане, сумму всех исторических значений, напластовавшихся друг на друга. Она — акушерка, она — Великая Мать, девственница, которой не нужны мужчины (так же как дочери фараона, она терпит рядом с собой только одного мужчину — собственного брата), ангел смерти и, наконец, всепрощающая Мать всех несчастных.
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Текущая версия на 18:04, 9 июня 2023

Буше Франсуа. Юпитер и Каллисто
Буше Франсуа. Диана
Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. Ок. 1615 г.

≈ греч. Артемида /

Актеон / Каллисто / Ипполит, сын Тесея / Ниоба / Жертвоприношение / Аполлон /

Дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона (Гомер).

Одна из двенадцати олимпийских богов. Дева-охотница, живущая среди дикой природы и животных.

Своими стрелами богиня приносит как естественную смерть, так и наказывает за отсутствие благочестия.

Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными (21).

В моральном плпане наделена характером противоположным характеру Венеры («Ипполита» Эврипида).

Имеет, вероятно, еще доолимпийское, догреческое происхождение как богиня плодородия, одной из функций которой было покровительствовать дикой природе (но не разрушение её).

В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре.

Ей, как и Аполлону поклонялись на острове Делос.

Наиболее известные святилища находились в Аттике и Эфесе.

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес древнего мира, и место где находится прославленная многогрудая статуя богини — покровительницы деторождения (???). Упоминание о нём есть в Новом Завете: появление Св. Павла вызвало возмущение в этом храме (Назван храмом Дианы в Эфесе) («Деян». XIX).

Часто отождествлялась с Гекатой — «та, которая достигает цели на расстоянии»,

Селеной — богиней Луны.

Через образ Гекаты связана с «Проклятым охотником» (например с Вотаном): сопровождаемая собаками ночная охотница, связанная, в свою очередь, с духами хтонических культов (31).

Древнеиталийская Диана первоначально почиталась как богиня Луны, и лишь значительно позже на нее были перенесены греческие представления об Артемиде, покровительнице животных. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру).

Представляется возможным, что Диана продолжает жить как персонаж итальянских народных тайных верований. Американский исследователь мифов Чарлз Дж. Леланд (1824—1903) сообщал о культе «ведьм», которые почитали Диану и взывали к ней как к большой богине: «Диана! Диана! Диана! Царица всех волшебниц и темной ночи, звезд и Луны и всех судеб и счастья! О ты, которая управляет приливом и отливом, ты, которая ночью появляется на море, проливая свой свет на воды! О ты, повелительница моря в своем челне, подобная полумесяцу…» (так говорится в гимне из одной легенды, в которой Меламбо (Меламп) побуждает свою мать выпросить для него способность понимать язык змей). («Аркадия», 1899 г.).

С эпохи Ренессанса известна в Европе как Диана (расхожее латинское обозначение богини охоты).

Имеет в это время всего лишь аллегорически-символическое значение.

Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив в медведицу и натравив на нее свору собак. Юпитер вознес нимфу на небо в виде созвездия Большой Медведицы. («Мет.», 2:442-453;"Фасты", 2:155-192).

Овидий пространно описывает («Мет.», 3:138-253), как юный охотник Актеон, случайно натолкнулся в лесу на грот, в котором купалась Диана и ее спутницы. В наказание за тайное созерцание божественной наготы он был превращен в оленя и растерзан собственными собаками.

Лукиан («Разговоры богов») представляет Диану в необычной для неё роли возлюбленной (хотя и целомудренной): по ночам она посещала юного красавца Эндимиона (Этот образ привлекал воображение поэтов и художников как символ вечной красоты, то есть «радости человека».), который был погружён Юпитером в вечный сон, чем ему гарантировалась вечная юность. Эта история первоначально была связана с богиней луны Луной (Со???леной), с которой затем стали отождествлять Диану.

Вергилий («Героики» 3:391-393) рассказывает, что Пан завоевал любовь богини луны, преподнеся ей в дар белоснежное руно.

Как богиня охоты изображается стройной и изящной, в короткой тунике и волосами, завязаными сзади.

Атрибуты: лук и колчан;

дротик (короткое копьё);

собаки;

олень — как спутик и как верховое животное (везут её колесницу со времени античности);

месяц нарождающейся Луны — как богини луны (висит у нее над бровью);

лошади или нимфы влекут её колесницу — как богиня Луны..

щит защищает ее от стрел любви — как персонификация Целомудрия.

Эмблематика

Персонификация Целомудрия, как и Минерва.

Аллегорический поединок Целомудрия и Распутства, изображаемый в витражах готических церквей, олицетворяется фигурами Дианы и Венеры.

Диану можно видеть наказывающей Купидона.

Психология

Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Поэтому на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами (Известный «трехвидный» символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира.). Если принять точку зрения Диля (Согласно Дилю, состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных «побуждений» человека: сохранения, размножения и духовной эволюции), то Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы.

Искусство

Статуэтки Дианы с серпом Луны в волосах, луком и стрелами, в сопровождении охотничьих собак украшали прежде всего скверы и сады во времена барокко.

Иногда изображалась также сцена гибели Актеона.

Диана де Пуатье, возлюбленная французского короля Генриха II, иногда изображается в облике богини Дианы.

Диана — богиня охоты.

Художников Возрождения вдохновляла т. н. «Версальская Диана» (греческая скульптура, IV в. до н.э, Лувр), показывающая Артемиду в короткой (до колен) и подпоясанной на талии тунике, сопровождаемую оленем. В одной руке у нее лук, другая поднята, чтобы вынуть стрелу из колчана нее за спиной.

Тема трактовалась очень разнообразно:

— Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (И иногда сатиров) с дротиками.

— она возвращается с охоты, неся свою добычу — птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами.

— отдыхает после охоты; иногда она спит, как и её нимфа; рядом лежит ее оружие и множество дичи.

Купание Дианы.

Полуобнаженная богиня, украшенная полумесяцем, сидит у купальни в тенистом гроте или на лесной прогалине; нимфы снимают с нее одежды, развязывают ее сандалии или обмывают ее ноги. Их луки и колчаны лежат рядом на земле.

Диана и Актеон.

Встречаются две сцены:

1) Обнаружвший Диану Актеон стоит со своими собаками, его руки воздеты в жесте изумления. Нимфы в беспорядке разбегаются, стараясь в то же время укрыть свою повелительницу от взглядов юноши.

2) У Актеона вырастает оленья голова или рога. Он отшатывается назад, а собаки набрасываются на него. Диана бывает одета и вооружена как богиня охоты.

Диана и нимфы, напуганные сатиром.

Простая аллегория Целомудрия, побежденного Распутством. Компания веселых и похотливых сатиров отдается своему любимому времяпрепровождению: неожиданно набрасываются на нимф, хватают их в объятия, срывают с них одежды. Нимфы в ужасе отбиваются и убегают в лес. Диана поднимает свое копье, намереваясь защититься; ее собаки рычат на нападающих.

Диана и Каллисто; Юпитер и Каллисто.

В живописи встречаются две темы:

1) Юпитер в облике Дианы склоняется над обнаженной нимфой, возможно, лаская ее. Его вид выражает страсть, ее — подозрительность. На заднем плане сидит орел Юпитера.

2) Диана в своем гроте, перед нею обнаженная (дабы ее беременность была очевидна) и порицаемая Каллисто, которая в смущение съежилась. На лицах нимф недоумение и осуждение.

Другой вариант — Каллисто превращается в медведицу.

Диана и Эндимион.

Она изображается обнимающей лежащую фигуру в покрытой листвой беседке, иногда рядом спят животные. Её присутствие может обозначаться символически — фигуру окутывает лунный свет. Могут присутствовать Купидон или амуры. По другой версии, Эндимион бодрствует и на коленях приветствует приход богини, в то время как ее брат-солнце только начинает свой путь по небосклону.

Диана и Пан.

Пан изображается передающим проплывающей над ним в небе Диане моток шерсти. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел (распутство).

Жертвоприношение Диане.

На переднем плане алтарь с горящим священным огнем. Женщина приносит в жертву животных. Позади храм со статуей богини.

Иллюстрации

Диана с серпом Луны. В. Картари, 1647 г.

Мнм

Диана — лат. Diana

В римской мифологии богиня растительности (см. рис.), родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия — «богиня трёх дорог» (её изображение помещалось на перекрёстках), толковавшийся также как знак тройной власти Д.: на небе, земле и под землёй (Serv. Verg. Aen. IV 511). Особенно известны святилища Д. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Д. Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми (VI 136; VII 515). Д. считалась богиней — покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царём Сервием Туллием был основан на Авентине храм Д., ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян, плебеев и рабов; годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies (Liv. I 45; Dion. Halic. IV 26; Ovid. Fast. III 26). Это обеспечило Д. популярность среди низших классов, составлявших многочисленные коллегии её почитателей, из которых особенно известна благодаря сохранившемуся уставу коллегия Д. и Антиноя в Ланувии (CIL XIV 2112). С храмом Д. на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Д. в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил её рога в храме. Диана считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Д. почитались туземные богини — «хозяйки леса», богини-матери, подательницы растительного и животного плодородия.

E. М. Штаерман

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Диана, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 2436 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 377 Словарь)]

Наряду с функциями богини охоты, хранительницы женщин и плодородия, Артемида выступает также как покровительница рабов, и этот культ сохранятся чуть ли не до XIX века. Исследователь цыган Леланд обнаруживает у ведьм Северной Италии культ, в котором Диана выступает как богиня обездоленных, бесправных, вообще простого народа.

Если присмотреться, то в средневековой ведьме мы также находим все аспекты, свойственные Диане, сумму всех исторических значений, напластовавшихся друг на друга. Она — акушерка, она — Великая Мать, девственница, которой не нужны мужчины (так же как дочери фараона, она терпит рядом с собой только одного мужчину — собственного брата), ангел смерти и, наконец, всепрощающая Мать всех несчастных.