Персефона: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция»)
 
Строка 59: Строка 59:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Текущая версия на 01:50, 10 июня 2023

Персефо́на — греч. Περσεφόνη
Ко́ра — греч. κόρη — «девушка», «дева»
Прозерпина

В греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её[1]. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.

После похищения дочери горюющая Деметра насылает на землю засуху и неурожай и Зевсу приходится послать к Аиду Гермеса с приказанием вывести Персефону на свет. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Аид отправил Персефону к матери, но Персефона, отведавшая в царстве мёртвых зёрнышко граната данного её Аидом (насильно, хитростью, подарил в знак нерасторжимости их брака), вынуждена часть треть проводить в царстве смерти[2]. На время, пока Персефона находится с матерью, радость Деметры возвращает земле изобилие изобилие[3].

Персефона мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои.

Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю.

По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида[4].

Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых[5]).

По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых[6].

Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея[7], впоследствии растерзанного титанами.

Персефона связана также с элевсинским культом Деметры, в святилище которой миф о похищение Персефоны воспроизводился как часть обрядов, способствующих приумножению урожая хлеба. С Персефоной, её матерью и Белой Богиней ассоциировались в мистериях колосья ячменя — символ плодородия и изобильного урожая.

В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства.

Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей.
Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц — возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту.
Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с её родителями.

Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё «Подземным» царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и её матери.

Основные значения:

  • периодическое возрождение плодородия — возвращение богини из аида
  • персонификация земли и весны
00-00-000-000.jpg См. также:
Греческая мифология

Похищение Персефоны

Сошествие во Ад

Европа

Фольклор многих европейских стран сохраняет архетипы Персефоны и Деметры в виде фигур «Девы урожая» и «Матери зерна»[8].

Искусство

На античных вазах, монетах, мозаиках, рельефах встречаются сюжеты «похищение Персефоны», реже — «возвращение из подземного царства».

В европейском искусстве к теме «похищение Персефоны» обращались П. П. Рубенс, Рембрандт, скульпторы Л. Бернини и Ф. Жирардон и др.

Тема Персефоны присутствует в поэзии Дж. Мильтона, разрабатывается Гёте (драма «Прозерпина»), Шелли («Песнь Прозерпины»), А. Ч. Суинберном («Гимн Персефоне»), О. Мандельштамом и др.

По трилогии А. Жида о Персефоне был поставлен балет И. Стравинского.

Наиболее значительными музыкальными разработками сюжета о Персефоне являются оперы К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли и К. Сен-Санса.

Литература

  • Лосев А. Ф. Одноимённая статья в MNME
  • Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957 < MNME
  • Rose H. J., The bride of Hades, «Classical Philology», 1925, p. 238—243 < MNME

См. также лит. при ст. Деметра.

Иллюстрации

Я. П. ван Бауршейт. Похищение Персефоны Похищение Персефоны. Ок. 460 г. до н. э.

Примечания и комментарии

  1. Hes. Theog. 912—914; Hymn. Hom. V 1-20, 414—433
  2. Hom. Hymn. V 445—447; Согласно элевсинскому культовому мифу — ?
  3. 360—413
  4. Apollod. II 5, 12
  5. Ovid. Met. X 46-57
  6. Apollod. III 14, 4
  7. Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562—570; VI 155—165
  8. KERL — 21