Мордовская мифология: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(а) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" | {| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" | ||
|- | |- | ||
− | | valign="top" align="left" |Мордовская мифология. Мифы двух основных этнографических групп мордвы — эрзи и мокши — близки, хотя существуют различия в наименовании некоторых персонажей и в сюжетах. Так, верховный бог мокши — [[Шкай]], демиург в дуалистической космогонии, эрзи — [[Нишке]], демиург и культурный герой, заповедавший человеку труд. Нишке вместе с богом | + | | valign="top" align="left" |Мордовская мифология. Мифы двух основных этнографических групп мордвы — эрзи и мокши — близки, хотя существуют различия в наименовании некоторых персонажей и в сюжетах. Так, верховный бог мокши — [[Шкай]], демиург в дуалистической космогонии, эрзи — [[Нишке]], демиург и культурный герой, заповедавший человеку труд. Нишке вместе с богом Норов-пазом или [[Нишке|Вере-пазом]] и включенным в пантеон Николой Угодником изображается в народных песнях распределителем человеческих судеб (счастья, доли), сидящим на дубе — мировом дереве. В родственных отношениях с Нишке состоит громовник [[Пурьгине-паз]] — приемный сын или зять бога. |
− | Характерная черта мордовской мифологии — представления о духах — «матерях» ( | + | Характерная черта мордовской мифологии — представления о духах — «матерях» (ава) явлений природы, растительности и т. п.: [[вирь-ава]] — мать леса, [[ведь-ава]] — мать воды, [[Варма-ава]] — мать ветра, [[Мода-ава]] — мать земли, [[Тол-ава]] — мать огня, [[Норо-ава]] — мать полей, Юрт-ава — мать дома, Нар-ава — мать лугов и др. (известны соответствующие мужские персонажи, атя «отцы»). |
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]] | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]] | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>== | ||
:[[Финно-угорская мифология]] | :[[Финно-угорская мифология]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Мода-aва |
---- | ---- | ||
: | : |
Версия 13:19, 24 января 2021
Мордовская мифология. Мифы двух основных этнографических групп мордвы — эрзи и мокши — близки, хотя существуют различия в наименовании некоторых персонажей и в сюжетах. Так, верховный бог мокши — Шкай, демиург в дуалистической космогонии, эрзи — Нишке, демиург и культурный герой, заповедавший человеку труд. Нишке вместе с богом Норов-пазом или Вере-пазом и включенным в пантеон Николой Угодником изображается в народных песнях распределителем человеческих судеб (счастья, доли), сидящим на дубе — мировом дереве. В родственных отношениях с Нишке состоит громовник Пурьгине-паз — приемный сын или зять бога.
Характерная черта мордовской мифологии — представления о духах — «матерях» (ава) явлений природы, растительности и т. п.: вирь-ава — мать леса, ведь-ава — мать воды, Варма-ава — мать ветра, Мода-ава — мать земли, Тол-ава — мать огня, Норо-ава — мать полей, Юрт-ава — мать дома, Нар-ава — мать лугов и др. (известны соответствующие мужские персонажи, атя «отцы»). |
|
Литература
- Список литературы см. в статье «Финно-угорская мифология».
Иллюстрации
Примечания и комментарии