Тиштрйа: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
В иранской мифологии (в "Младшей Авесте") божество, олицетворение звезды [[Сириус]], предводитель всех созвездий ночного неба. | В иранской мифологии (в "Младшей Авесте") божество, олицетворение звезды [[Сириус]], предводитель всех созвездий ночного неба. | ||
− | Образ Т. восходит к эпохе индоиранской общности: ср. ведийский [[Тишья]]. Теофорные имена, содержащие имя Т., известны с раннеахеменидского времени. Эпитет T. aurusa переводят либо как "белый", либо как "красный". Т. посвящён т.н. "Тир-яшт" ("Яшт" VIII). Главная функция Т. - низведение на иссушенную летним зноем землю благодетельных вод (из иных индоевропейских традиций греческая, напротив, приписывает влиянию Сириуса наступление пагубной засухи, а римская - гибельное наводнение на озере Альбано, в чём обнаруживают соответствия как с греческим, так и с индоиранским божеством). Как и древнеиндийский Тишья, Т. почитался как стрелок, он способен принимать различные облики (юноша, златорогий бык, белый конь). Лук Т. (или его воплощения - им, видимо, был стрелок | + | Образ Т. восходит к эпохе индоиранской общности: ср. ведийский [[Тишья]]. Теофорные имена, содержащие имя Т., известны с раннеахеменидского времени. Эпитет T. aurusa переводят либо как "белый", либо как "красный". Т. посвящён т.н. "Тир-яшт" ("Яшт" VIII). Главная функция Т. - низведение на иссушенную летним зноем землю благодетельных вод (из иных индоевропейских традиций греческая, напротив, приписывает влиянию Сириуса наступление пагубной засухи, а римская - гибельное наводнение на озере Альбано, в чём обнаруживают соответствия как с греческим, так и с индоиранским божеством). Как и древнеиндийский Тишья, Т. почитался как стрелок, он способен принимать различные облики (юноша, златорогий бык, белый конь). Лук Т. (или его воплощения - им, видимо, был стрелок Эрехша, VIII 6, 37-38) являлся орудием судьбы. Т. поклонялся [[Ахурамазда]] (VIII 25). Т. поражает падающие звёзды - колдуний-паирика. Центральный эпизод "Тир-яшта" посвящён поединку Т. с демоном засухи Апаошей. Т. сражается в облике прекрасного белого коня с жёлтыми ушами и золотыми удилами, а Апаоша - безобразного чёрного коня с облезлыми ушами, спиной и хвостом. После трёх суток битвы [[Апаоша]] изгоняет Т. из озера Ворукаша. Тогда Т. обращается за помощью к Ахурамазде, который даёт ему силу десяти коней, верблюдов, быков, гор и рек. Бой вновь разгорается, и Т. побеждает. Воды освобождаются, и начинается дождь. (Ср. общеиндоевропейский мифологический сюжет освобождения мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником; видимо, общеиндоевропейский характер носит и связь лошади с водой; ср., например, коней Посейдона.) |
Существует гипотеза о влиянии на мифы о Т. египетской и месопотамской традиций (ср. египетское олицетворение Сириуса - [[Сопдет]], божество чистой воды и наводнений; в Двуречье зодиакальный знак начала сезона дождей - | Существует гипотеза о влиянии на мифы о Т. египетской и месопотамской традиций (ср. египетское олицетворение Сириуса - [[Сопдет]], божество чистой воды и наводнений; в Двуречье зодиакальный знак начала сезона дождей - |
Версия 21:57, 24 января 2021
- авест., < восходит к индоевропейскому *tri-striios - "относящийся к созвездию из трёх светил" [1]
В иранской мифологии (в "Младшей Авесте") божество, олицетворение звезды Сириус, предводитель всех созвездий ночного неба.
Образ Т. восходит к эпохе индоиранской общности: ср. ведийский Тишья. Теофорные имена, содержащие имя Т., известны с раннеахеменидского времени. Эпитет T. aurusa переводят либо как "белый", либо как "красный". Т. посвящён т.н. "Тир-яшт" ("Яшт" VIII). Главная функция Т. - низведение на иссушенную летним зноем землю благодетельных вод (из иных индоевропейских традиций греческая, напротив, приписывает влиянию Сириуса наступление пагубной засухи, а римская - гибельное наводнение на озере Альбано, в чём обнаруживают соответствия как с греческим, так и с индоиранским божеством). Как и древнеиндийский Тишья, Т. почитался как стрелок, он способен принимать различные облики (юноша, златорогий бык, белый конь). Лук Т. (или его воплощения - им, видимо, был стрелок Эрехша, VIII 6, 37-38) являлся орудием судьбы. Т. поклонялся Ахурамазда (VIII 25). Т. поражает падающие звёзды - колдуний-паирика. Центральный эпизод "Тир-яшта" посвящён поединку Т. с демоном засухи Апаошей. Т. сражается в облике прекрасного белого коня с жёлтыми ушами и золотыми удилами, а Апаоша - безобразного чёрного коня с облезлыми ушами, спиной и хвостом. После трёх суток битвы Апаоша изгоняет Т. из озера Ворукаша. Тогда Т. обращается за помощью к Ахурамазде, который даёт ему силу десяти коней, верблюдов, быков, гор и рек. Бой вновь разгорается, и Т. побеждает. Воды освобождаются, и начинается дождь. (Ср. общеиндоевропейский мифологический сюжет освобождения мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником; видимо, общеиндоевропейский характер носит и связь лошади с водой; ср., например, коней Посейдона.)
Существует гипотеза о влиянии на мифы о Т. египетской и месопотамской традиций (ср. египетское олицетворение Сириуса - Сопдет, божество чистой воды и наводнений; в Двуречье зодиакальный знак начала сезона дождей -
- [ MNME ]
Примечания
- ↑ Имеется в виду пояс Ориона