Самбарис: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 25: Строка 25:
 
:[[Литовская мифология]]
 
:[[Литовская мифология]]
 
----
 
----
:[[Плутон]]
+
:[[Аид|Плутон]]
 
:[[Раугупатис]]
 
:[[Раугупатис]]
 
----
 
----
Строка 32: Строка 32:
 
:[[Число 3]]
 
:[[Число 3]]
 
:[[Число 9]]
 
:[[Число 9]]
:[[Число 27]]
+
:Число 27
 
:[[Платок]]
 
:[[Платок]]
 
|}
 
|}

Версия 14:01, 25 января 2021

Са́мбарис < литов. sбmbaris — «складчина», «ссыпчина», крестьянский праздник по окончании уборки урожая

Литовское божество плодородия.

Литовский автор Бродовский в нач. XVIII в. сообщает, что ежегодно на пасху Самбарису подносят на белом платке три горсти семян и три куска от каждого блюда; еда пожирается собаками, а семена разбрасываются на землю. Важный элемент ритуала — варение пива, которое связано с образом Самбариса (ср. его название Alus Samberinnis — «пиво Самбариса»).

Другой автор XVIII в. Руиг указывает две ипостаси этого божества:

  • Zembarys — бог земли, соотносимый с римским Плутоном (это же отождествление есть и у Бродовского),
  • и Zemberinnis Allus — олицетворённое и мифологизированное пиво, связанное с Самбарисом.

Иногда высказывается мнение, что сближение Руигом имени Самбариса с названием земли (литов. zeme) вторично. Действительно, название «Самбарис» происходит от названия крестьянского праздника по окончании уборки урожая, о котором подробно пишет М. Преториус в XVIII в. (Sambarios, Saborios)[1]. Тем не менее мотив связи Самбариса с землёй весьма правдоподобен: пиво должно было соотноситься с божеством ферментации, связи которого с землёй несомненны (ср. Раугупатис, Раугуземепатис). Таким образом, возможна реконструкция, согласно которой Самбарис сначала обозначал определённый ритуал, а позже был персонифицирован.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Литовская мифология

Плутон
Раугупатис

Пиво
Земля
Число 3
Число 9
Число 27
Платок

Литература

  • Топоров В. Н., Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. Другое название праздника — «трижды девять», так как от каждого злака берут девять горстей, каждую из которых делят на три части, после чего 27 раз бросают зёрна в общую кучу.